Кордайская трагедия

0
195

Тревожные новости из приграничного района Казахстана стали приходить вечером 7 февраля. Вначале речь шла о перестрелке в результате конфликта на бытовой почве. Но наш мир, благодаря социальным медиа стал настолько открытым, что очень скоро стало понятно — у соседей не просто массовая драка местных жителей, а настоящий межэтнический конфликт со всеми вытекающими последствиями. Жертвами казахско-дунганского столкновения стали 10 человек. Еще 137 – обратились за медицинской помощью. Сожжены более 20 домов и десятки машин. Разгромлены многочисленные объекты бизнеса. Сейчас в каждом селе, где компактно проживают дунгане, дежурит ОМОН, контролирующий ситуацию. Везде люди в форме, но режим ЧС власть решила не вводить. Жизнь берет свое, и постепенно в Казахстан возвращаются беженцы, в основном женщины, старики и дети, массово покидавшие места конфликта и нашедшие приют в Кыргызстане. В селах – эпицентре конфликта, опять открываются школы и детские сады.

Акорда комментируя трагедию старается избегать слов «погромы» и «межнациональный конфликт», называя трагедию бытовым инцидентом, которым воспользовались провокаторы. Но все факты упрямо говорят о том, что именно погромы на национальной почве произошли в Кордайском районе Жамбыльской области Казахстана в ночь с 7-го на 8-е февраля.

Две версии случившегося в Казахстане

Исторически сложилось так, что села в этой части Жамбыльской области неформально делятся на дунганские и казахские, по большинству этноса, проживающего в том или ином населенном пункте. Например, село Масанчи и Сортобе – дунганские. Более 90% населения там – дунгане. А село Каракемер – казахское. Там, в основном, живут этнические казахи. Аксакалы и той и другой стороны утверждают, что два народа более 100 лет проживают бок- о-бок и, конечно, мелкие бытовые ссоры и конфликты случались не раз, но подобного тому, что происходило здесь 7-8 февраля 2020 года не было никогда.

Все началось 5 февраля. По версии дунган КАМАЗ их соплеменников, совершая маневр, загородил трассу Масанчи-Сортобе и создал помехи для другой машины, в которой ехали казахи. Те вышли из машины и стали возмущаться. Слово-за слово и перепалка переросла в драку. Соотношение было два к четырем. То есть двое дунган и четверо казахов. Среди казахов был 78-летний Толеген Кудашбаев. Его случайно толкнули и он сломал ногу.

Версия казахской стороны отличается деталями, что меняет картину начала столкновений. Во время дорожного конфликта дунгане вели себя агрессивно. Их было больше и когда Толеген Кудашбаев,житель села Каракемер, а дрались двое его сыновей, которые везли отца в больницу, попытался разнять драчунов, его ударили в живот и он упал. Когда один из братьев бросился помогать отцу подняться, кто-то сзади ударил молодого человека камнем по голове.

Видео драки распространилось в социальных сетях и мэссенджерах, подключились провокаторы, дополнившие ролики националистическими призывами и за сутки быстро собралась толпа, чтобы отомстить дунганам за грубое обращение с аксакалом.

Сам Толеген Кудашбаев находится сейчас в Курдайской районной больнице и готовится к операции из-за сломанного бедра.

Эти две версии являются главными, но есть и еще одна, согласно которой, уже 7 февраля днем дунганин-водитель поспорил с дорожными полицейскими. Кто-то заснял это на видео, выложил в интернет и, как снежный ком, начала собираться толпа желающих поквитаться с дунганами за обиженных «наших».

В любом случае, эпицентром беспорядков стало село Масанчи. Позже в зоне конфликта оказались и села Булан-Батыр и Аухатты. По сведениям МВД Казахстана в массовом побоище участвовали более 400 человек. По неофицальным – более 1000 -и. Погромщики и участники с той и другой стороны использовали не только камни, бутылки с зажигательной смесью, металлические прутья, но и огнестрельное оружие. Более-менее стабилизировать ситуацию смогли только силовики из Алматы, которые прибыли в зону конфликта с задержкой почти на сутки.

Основа конфликта

Жамбыльская область – одна из самых депрессивных в Казахстане. Здесь самый высокий уровень безработицы в стране, в том числе и сельской и, как следствие, повышенная криминализация населения, преимущественно, коренного.

Кордайский район – наиболее благополучный район области. Приграничное положение дает свое преимущество, а компактно проживающие в этой местности дунгане, повышают экономические показатели.

Дунгане – потомки китайской народности хуэйцзу, переселившиеся на территорию современного Казахстана и Кыргызстана еще в 19-ом веке. В настоящее время около 60 тысяч дунган проживает в Кордайском районе Жамбылской области и чуть больше в Кыргызстане. Тоже в приграничных районах. Их язык является одним из диалектов китайского, а исповедуют они ислам. Дунгане живут довольно обособленно, они не лезут в политику, занимаются, в основном, земледелием и торговлей. Слывут очень трудолюбивыми. Существует даже поговорка, что дунганин рождается с тяпкой в руке на одном краю поля и умирает так же с тяпкой на другом краю. Да и в таланте продавцов им не откажешь. Морковь, выращенную дунганами Кыргызстана и Казахстана можно найти не только на местных рынках, но и в супремаркетах Москвы. А дунганские села отличаются от казахских антуражем – дома попросторнее, машин на улицах больше, так же, как кафе и магазинчиков.

Коренное население смотрит на это, как на проявление социального неравенства. И общее падение уровня социально-экономической жизни в Казахстане безусловно стало одной из причин дунганских погромов.

Вообще, кордайская трагедия показала, что казахское благополучие и межнациональный мир, которым так гордились наши соседи, иногда и в противовес нам, в большей степени миф, который лопнул, как мыльный пузырь. Массовая безработица, низкие доходы населения, плюс падающий уровень образования – благоприятная почва для примитивных националистических идей и, как следствие, деструктивных действий.

Теперь очень важна адекватная реакция властей Казахстана на дунганские погромы. Уже возбуждены уголовные дела и создана правительственная комиссия по изучению причин трагедии. 47 человек задержаны, как зачинщики и активные участники беспорядков. Но достаточно ли этого для того, чтобы успокоить население и предотвратить возможные рецедивы, сегодня сложно прогнозировать.

В Кыргызстане за трагедией, надо отметить, наблюдали без малейшего злорадства. Беженцам из Казахстана помогали как простые граждане всех национальностей, так и власть на местах. Оперативно сработали и пограничники, и МВД и Минздрав. Президент позвонил своему казахскому коллеге и выразил соболезнование в связи с жертвами беспорядков. Кыргызская власть и общество обеспокоены беспорядками в Казахстане, ведь у нас проживает еще больше дунган, чем у соседей и проблемы мало чем отличаются от проблем в Жамбыльской области.

До окончательной нормализации обстановки в казахском приграничье пока далеко. Эмоции обеих сторон все еще на пределе и должно пройти время, чтобы их накал начал снижаться.

 Соб.Инф.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.