Барьер, о который можно споткнуться

0
371

Судя по всему партиям на выборах в Жогорку Кенеш все-таки придется преодолевать избирательный порог в 9%. Как стало известно, в парламенте создана группа, инициирующая снижение порога до 7%. Группа собирается разработать соответствующий законопроект.

Еще один законопроект на эту же тему, но предлагающий снижение порога до 5% разработан давно, но, до сих пор находится на рассмотрении в профильном комитете ЖК. Многие депутаты считают, что скорее всего, законопроект «заволокитят». Так же, как и новый, о снижении порога до 7%.

При таком раскладе партии, собирающиеся попасть в парламент будут вынуждены заботиться в первую очередь о своих финансовых ресурсах. Потому что для того, чтобы набрать 9% по всей стране потребуются очень большие вложения в рекламу и, скажем так, в мобилизацию электората. Иными словами в наши любимые и проверенные технологии – подкуп избирателей, организация «каруселей» и т.д. 

То есть выборы станут еще дороже. Но этот факт сами партии, видимо, волнует мало. Об этом свидетельствует их молчание. Активность в общественной дискуссии на эту тему заметно снизилась. Не лоббирует ее и гражданское общество. Разные оценки начало высказывать и экспертное сообщество, еще полгода назад проявлявшее большее протестное единодушие, когда разговор заходил о завышенном избирательном пороге. Среди экспертов появились те, кто выступает за 9-%-ый барьер, предлагая посмотреть, как будет складываться ситуация на выборах и настаивая, что высокий барьер поможет процессу партийного строительства. Ведь партии вынуждены будут укрупняться, сливаться и разнообразить свои ряды. Такая же позиция, но с другими аргументами, более жесткая и звучит примерно так — нет ресурсов, не ходи на выборы.

Возникает впечатление, что все потенциальные игроки смирились с условиями надвигающихся выборов. Или реально оценили свои шансы глядя на начинающих себя проявлять крупные партийные объединения в лице «Биримдик» и «Мекеним Кыргызстан». По крайней мере и та и другая партии являются притягательной силой для политиков, желающих заполучить депутатский мандат. По слухам, многие из них, обладающие ресурсами, как денежными, так и человеческими собираются баллотироваться в Жогорку Кенеш именно от этих двух партий.

С другой стороны, одним из инициаторов снижения избирательного порога молва называет Бакыта Торобаева, лидера партии «Онугуу – Прогресс», который по информации источников будет в списках «Биримдик». Хотя такой ход можно рассматривать и как хитроумную комбинацию власти, чтобы отвести от себя подозрение в нежелании снижать барьер или, как расценивают это некоторые политологи, следовать демократическим принципам. Ведь рекомендуемый избирательный порог, например, ПАСЕ, хоть Кыргызстан и не является и не может являться членом этой организации – 5%.

Следуя объективности, надо отметить, что свои плюсы и минусы есть, как у завышенного избирательного барьера, так и у низкого. И если не брать во внимание, что 9%  были инициативой атамбаевских политтехнологов с целью формирования абсолюно подконтрольного парламента, то такой высокий барьер делает невозможным прохождение в Жогорку Кенеш лилипутских партий. Это предотвратит чрезмерное фракционное дробление депутатского корпуса и сделает работу парламента более эффективной.

Критики высокого избирательного барьера главным аргументом в пользу своей позиции выставляют возможное некоторое ограничение пропорциональности представительства, то есть, фактически, ограничение прав граждан на представительство в парламенте. Кроме того, завышенный барьер, пугают некоторые эксперты, может привести к ограничению пропорциональности представительства. То есть, есть шанс, что партия, за которую проголосовало меньше половины избирателей, получит большинство мандатов, так как произойдет отсечение части партий, в сумме, имеющих значительную поддержку избирателей. Таким образом, те решения, которые будет принимать парламентское большинство, вовсе не будет отражать волю большинства избирателей.

Но если согласиться с тем, что выбор избирательной системы или отдельных ее элементов – это не вопрос права, а в большей степени вопрос политической целесообразности, то для Кыргызстана, наверное, все-таки важнее обеспечить максимальную представленность граждан в Жогорку Кенеше. Чтобы никаких вопросов о легитимности избранного парламента даже не возникало.

В противном случае высок шанс, что после выборов будет немало тех, кто попытается раскачать ситуацию в стране.

А для нашей республики всегда очень острой была  и остается проблема сохранения внутриполитической стабильности. Особенно, учитывая наш менталитет и склонность к «кетсинизму».

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.