Болот Шамшиев. Создатель, оппозиционер, последний из великих

0
985

«Выстрел на перевале Караш», «Алые маки Иссык-Куля», «Белый пароход», «Ранние журавли», «Волчья яма», «Снайперы», «Восхождение на Фудзияму». Эти фильмы вошли в Золотой фонд советского кино.  

Болот Толонович родился 12 января 1941 года. В 1964 году окончил режиссёрский факультет ВГИКа. Работал на киностудии «Киргизфильм». Двадцать шесть лет был членом Совета кинематографистов СССР. В 1991 году Болот Шамшиев получил звание народного артиста СССР. С этого времени он уже не снимал.

«Я не забрасывал кино, это меня предали анафеме. Более 25 лет я вынужденно не снимал кино. Мне в советское время никто не указывал «Это снимай! Это не снимай!», не бил молотком по голове, не было политических репрессий. А в Кыргызстане правительство не хотело, чтобы я работал. Президенты не давали денег не только на кинематограф, но и на культуру вообще. Мы живем в то время, когда кино, культура, талантливые люди не нужны. У нас сейчас один интерес – деньги, стремление к богатству», — говорил Болот Толонович на встрече со студентами АУЦА в 2016 году.

«Прошлое мы почти потеряли. Нового ничего не приобрели. Экономических связей нет. Полный раскардаш. Базис – духовность. Духом героизма мы были раньше переполнены. Сейчас, у меня такое ощущение, ничего этого и нет. Чтобы уничтожить народ, нужно лишить его обычаев и традиций. Мы – страна Манаса. Это стержень, фундамент, дух кыргызского народа. В этом ценность. Нужно это сохранить», — прозвучало как наставление молодым.

 «Все последние 25 лет, когда я не снимал, я писал. Два-три тома уже есть. Писал то, что хотел, что считал нужным. Просто не считаю, что это то, что нужно публиковать», — рассказывал Болот Толонович студентам. А ведь именно Чингиз Торокулович Айтматов как-то сказал: «Боке, ты такой талантливый, может тебе надо начать писать?»

И кто-то из студентов все-таки задал ему вопрос про его роман. На что он ответил:

«Откуда вы знаете про роман «Зона KG»? Я стараюсь никому ничего про него не говорить. Когда власть и народ теряют связь друг с другом, когда они каждый сам по себе, то происходит то, что мы видели и видим. Происходит то, что я описал в своем романе. Я этого не хочу, но… Планирую напечатать роман».

«Фильм на бумаге» — так он называл свою писательскую деятельность. Его очень интересовала политика. Но только, как критика. Он называл себя опозиционером и был им по отношению к власти и при Акаеве и при Бакиеве, и  при Отунбаеве, и Атамбаеве.

«Критиковать власть надо, и жестко, но надо соблюдать и основополагающие правила. Тем более если речь идет о человеке, занимавшем высший пост. Вообще, если вспоминать про Акаева, комичность ситуации в том, что последующие президенты были еще хуже, он стал учителем, остальные — Бакиев, Отунбаева, Атамбаев — все его ученики. О новом президенте могу сказать, что уже прошло два года, и особенных достижений я пока не вижу», — говорил он в интервью «Фергана Ньюс» летом этого года. — «Я в течение 25 лет напрасно обращался к руководству республики, чтобы узнать — почему меня сделали изгоем. Почему происходит наглая дискриминация человека, который всю жизнь отдал этой отрасли, почему Шамшиев сидит без работы. Сколько раз я предлагал, к примеру, идею, чтобы создать в Бишкеке под меня киношколу — зональный филиал ВГИКа. Я договаривался в России со ВГИКом. Там были не против …»

Когда он Шамшиев, молодой кинорежиссер приступал к съемкам «Выстрел на перевале Караш-Караш», он буквально на улице увидел Суйменкула Чокморова и сразу пригласил его на роль Бактыгула. Как рассказывает его бывшая супруга Айтурган Темирова, он чувствовал актеров изнутри. Так он открыл многих, кто до этого не снимались в кино. Это и Орозкул Кутманалиев и Сибира Кумушалиева, Советбек Жумадылов и другие.

Удивительно, что даже авторского гонорара за свои фильмы Болот Толонович не получал все эти годы: «Мои фильмы продаются на сторону, и из этих денег мне не поступает даже полкопейки, хотя я как автор сценариев к своим фильмам имею право на авторский гонорар, на отчисления по авторским правам… Это такой настоящий фронт, фронт противоборства с человеком по имени Болот Шамшиев».

Он даже не состоял ни в одном из художественных советов при Министерстве культуры. Но не унывал при этом. «В шестидесятые годы была популярна дискуссия — что такое счастье? На этот вопрос отвечали в том числе и перефразированной формулой Энгельса — «счастье есть осознанная необходимость». И вот тогда, еще в советское время, я сформулировал для себя, что такое киргизский кинематограф. Он есть осознанная необходимость для киргизского народа.

Необходимо, чтобы наш народ осознал эту необходимость, чтобы он проснулся, стукнул кулаком по столу и сказал: «Почему наш кинематограф погибает?» Заблуждение думать, что власти займутся спасением культуры, кино, литературы. Должен быть запрос общества. А его пока нет», — сказал на прощанье журналисту Болот Толонович.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.