Феминнале, перформанс — «мырки», «манкурты»…

0
3514

Уже вторую неделю обсуждают в соцсетях увольнение директора ИЗО им. Г.Айтиева  М.Джангарачевой, которое связано с проведением в музее международной выставки под названием «Кормилицы. Экономическая свобода. Женщины». Увольнение стало резонансным благодаря заявлениям и размещениям  в интернет пространстве, а также с трибуны ЖК гневных выступлений как экс-лидеров страны,  депутатов, а также обращения Союза художников Кыргызстана  к Президенту с просьбой восстановить на работе экс-директора.

Во всех выступлениях звучало  незнакомое многим  слово «перформанс», которое стало ассоциироваться у читателей с понятием «голая женщина из Швеции». Хотелось бы пояснить что оно означает на самом деле. Перфо́рманс (англ. performance — исполнение, представление, выступление) — это форма современного искусства, в которой произведение составляют действия художника или группы в определённом месте и в определённое время. К перформансу можно отнести любую ситуацию, включающую четыре базовых элемента: время, место, художника и отношение художника и зрителя. В этом заключается отличие перформанса от таких форм изобразительного искусства, как картина или скульптура, где произведение определяется выставленным объектом. Если перевести это в нормальное понятие, то можно сказать – делаю что хочу,  как хочу, и где хочу и с кем хочу.

Конечно, выставка отвечала заявленному жанру, но  участие в ней голой женщины было совершенно непонято и не принято многими посетителями выставки, что и вызвало бурю возмущений. Хотелось бы также остановиться на экспонате, где девушка моет в тазу внутренности животного. Что хотели сказать и показать авторы выставки этим экспонатом нам -кочевникам, издревле питающимся исключительно мясом животных? Кто по их убеждению должен  заниматься этим делом? Мужчина? А ведь именно мужчина освобождает желудок (карын) от содержимого, а потом только дает женщине мыть его. Это наш уклад жизни, так было и так будет всегда. Каждый занимается своим делом в семье кыргыза. Никогда женщина кыргызка не носила паранджу, была на равных с мужчинами. Всегда и везде уважают женщину, объясняя это великой пословицей «кыздын кырк чачы улуу»(это говорит об особом отношении к женщине, девочке). 

Но главное не это. Главное – это речь,  гневное выступление экс-президента Р. Отунбаевой, ее обращение к нам, приезжим из сел. Все мы почти выходцы из сел, — кто раньше, кто позже приехал в город. Не всем, даже городским, глубоко образованным людям удается понимать современное  западное искусство. Это понятно, у нас ведь разная культура. На Западе свои взгляды, они не все воспринимают у нас, как и мы у них. Поэтому еще более странно заявление  Представительства ООН в КР с призывом соблюдать  права человека. Чьи права мы нарушили? Голой женщины из Швеции, отказавшись от ее присутствия на представлении в музее – общественном месте?
 Выступление  экс-президента Р.Отунбаевой было слишком эмоциональным, не соответствующим ее высокому рангу. Оскорбительные слова в адрес своего народа были восприняты нами с глубоким сожалением.

Вот наглядный пример: с одной стороны, грубые высказывания высокообразованного городского человека  и ,с другой стороны, молчаливое осуждение этих слов со стороны «малообразованных» приезжих. Так кто здесь более культурный?

Президент страны, как герб и флаг,  является  символом  государства и мы хотим его так  же чтить и уважать. Но нам опять не повезло, двое экс-президентов  в бегах, один сидит, единственный экс-президент, который был в почете и уважении, оказывается нас не любит. «Мы не можем к вашему уровню идти назад», «Сельские, одумайтесь, поднимите свою культуру, современное искусство есть сегодня», — объявила Роза Отунбаева.  Одна выставка, не принятая нами,  поменяла мнение о нас…хотя современное искусство было всегда и принималось, и понималось нами.

Также  чего стоит интервью экс-спикера ЖК Ч. Турсунбекова, заявившего с большой гордостью на весь мир, что у кыргызов  до Октябрьской революции был красивый обычай на праздниках выставлять голую женщину в игре «төө чечмей» (отвязывание верблюда). Это была забава богатых людей, выставляющих на унижение женщину ради высокой награды, она не была свойственна всем кыргызам. С таким воодушевлением он дает интервью программе «Вести». Это тоже  он относит к высокому искусству?  Наверное он не знает поговорки «төө чечкендей болдум» (я как-будто отвязывала верблюда), — так говорят когда попадают в неловкое положение или переживают позор по воле случая.

Наш молодой министр культуры Азамат Жаманкулов в данной ситуации не мог поступить иначе. Его обвиняют в молодости, некомпетентности и еще во многих других грехах. А как оценить  директора ИЗО, бывшего  очень высокопоставленного государственного чиновника (вице премьер-министра), с огромным опытом работы в государственных структурах,  с большим  и богатым жизненным опытом, допустившим такое феминале в стенах государственного музея? Но, кажется, что и она поняла свою ошибку, написав завление об уходе по собственному желанию.

Мы, люди искусства, получившие высшее образование в центральных вузах некогда  огромной страны — поддерживаем своего министра и желаем ему не сгибаться под давлением, не бояться принимать правильные, не всегда  всем угодные решения.

P.S.: С большой радостью узнали о назначении Айгуль Мамбетказиевой директором Кыргызского национального музея изобразительного искусства им. Г.Айтиева. Это глубоко преданный музею человек, всю жизнь посвятивший служению высокому искусству.

Л.Молдалиева.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.