Когда речь идет о «Манас Менеджменте», в аэропорту «Манас» не умеют читать

0
4440

Удивительны дела в нашей стране. Уже второй год президент говорит о коррупции. Намекает, что есть еще огромное количество дел, которым пока не дан ход лишь в силу большой загруженности. Но, как сказал президент Жеенбеков, там до всех доберутся.

В нашей газете вышло уже три части журналистского расследования  под общим названием «Контрабанда в аэропорту «Манас» сменила «крышу»?». Как мы и анонсировали, еще 14 марта редакция отправила письменный запрос о предоставлении информации и комментариев относительно опубликованных нами фактов на имя председателя правления ОАО «Международный аэропорт «Манас» Н.О. Акматова. Мы просили, чтобы он изучил публикации и предоставил ответ в двухнедельный срок, как это предусмотрено Законом КР «О доступе к информации».

Однако, в аэропорту «Манас» не поняли, на какие именно вопросы мы хотим получить ответы. Или сделали вид, что не поняли. Либо, когда речь заходит о «Манас Менеджменте», его президенте Токтосунове, контрабанде и коррупции, в аэропорту «Манас» не умеют читать. Наверное, они ждут, когда с аналогичными вопросами к ним обратится не редакция газеты, а следователь.

С другой стороны, если пресс-служба аэропорта просит подготовить им конкретные вопросы, на которые мы и наши читатели хотели бы получить ответы, мы готовы это сделать. Подготовили, и даже отвезли в аэропорт «Манас» нарочно, чтобы по дороге не потерялись. Будем ждать ответа две недели, как положено по закону, а потом, если ответа не последует, по факту бездействия руководства ОАО «МАМ» мы обратимся с жалобой в прокуратуру. В общем, бегать от нас господину Акматову Н.О. будет нелегко. У нас еще и Закон о СМИ есть.

Ну а чтобы наше письмо совершенно случайно не «затерялось» на столе какого-нибудь сотрудника аэропорта «Манас», мы решили его опубликовать. Так надежнее. Надеемся, что руководство пресс-службы ОАО «МАМ» не забудет довести содержание этого письма до адресата.

От редакции.


Председателю правления ОАО “МАМ» Акматову Н.О.

Уважаемый Нурлан Орозбаевич,

В нашей газете за №3 от 07.02.2019, №5 от 21.02.2019 и № 7 от 15.03.2019 г. были опубликованы статьи «Контрабанда в аэропорту «Манас» сменила «крышу»?» и «Контрабанда в аэропорту «Манас» сменила «крышу»? Часть 2: Кто и как выводил деньги из Росинбанка?» и «Контрабанда в аэропорту «Манас» сменила «крышу»? Часть 3: Как «Манас менеджмент» стал дойной коровой для Токтосунова?»

В дополнение к направленному в Ваш адрес ранее письму от 14 марта 2019 года, учитывая то, что ОАО «Международный аэропорт «Манас» является единственным акционером ЗАО «Компания Манас Менеджмент», мы бы хотели получить Ваши ответы на нижеследующие вопросы:

1.В ходе расследования уголовного дела №082-17-1117, находящегося в производстве СУ ГКНБ КР, возбужденного в отношении должностных лиц логистической компании ЗАО «Транс Азия Экспресс» Акматова Э.Б., Токтосунова А.И., Турумбекова Т.Н., Усмановой И.С. по признакам преступлений, предусмотренных ст.171 ч.2 п.п.1,2, ст.221 ч.1, ст.173 ч.2, ч.3 п.2 Уголовного кодекса Кыргызской Республики, были выявлены признаки уклонения от уплаты налогов, сборов, таможенных платежей путем занижения веса импортируемых в Кыргызскую Республику авиагрузов и внесения недостоверных сведений в перевозочные и таможенные документы. В результате ревизии ЗАО «Транс Азия Экспресс», ОсОО «Транс Азия Экспресс Плюс» и ОсОО «Транс Эксперт Сервис», проведенной в рамках следственных действий компанией ЗАО АКФ «Кыргызаудит», фактический вес товаров, импортированных в Кыргызскую Республику и отправленных транзитом за январь-март 2017 года, значительно (на 22 643 кг.) превышает их вес, указанный в перевозочных документах (аэробиллах), в результате чего были значительно занижены расходы по таможенному оформлению, подлежащие уплате в бюджет страны. По мнению аудиторов, данный факт может свидетельствовать о существовании (в аэропорту «Манас» — прим.) схемы по систематическому занижению подлежащих уплате таможенных пошлин, сборов и налоговых платежей при импорте товаров в Кыргызскую Республику и их последующем транзите. Компании, подозреваемые в организации схемы контрабанды, тесно аффилированы с руководством ЗАО «Компания Манас Менеджмент» — 100% дочерней компании ОАО «Международный аэропорт «Манас». Так, президент ЗАО «Компания Манас Менеджмент» Асан Токтосунов в то же время является членом совета директоров ЗАО «Транс Азия Экспресс», а его дочь Исмаилова Ж.А. – учредитель ОсОО «Транс Азия Экспресс Плюс». Коммерческий директор ЗАО «Компания Манас Менеджмент» Адилет Нурхалиев одновременно был директором ОсОО «Транс Эксперт Сервис», а его родной брат Арзымат Нурхалиев является генеральным директором ОсОО «Транс Азия Экспресс Плюс». Бывший директор ЗАО «Транс Азия Экспресс» и ОсОО «Транс Азия Экспресс Плюс» Эрик Акматов ранее занимал должность президента ЗАО «Компания Манас Менеджмент», был членом совета директоров этой компании, вице-президентом ОАО «Международный аэропорт «Манас», а его супруга Акматова З.Р. является акционером ЗАО «Транс Азия Экспресс» и ОсОО «Транс Азия Экспресс Плюс». Все три компании (ЗАО «Транс Азия Экспресс», ОсОО «Транс Азия Экспресс Плюс» и ОсОО «Транс Эксперт Сервис») имели офисы на территории ЗАО «Компания Манас Менеджмент».

Просим сообщить, известно ли Вам об указанных выше фактах? Если да, просим предоставить информацию о том, проводило ли ОАО «Международный аэропорт «Манас» проверку изложенной выше информации (когда, каким образом), подтвердилась ли эта информация, какие меры со стороны ОАО «Международный аэропорт «Манас» были приняты?

2.В ходе журналистского расследования так же выяснилось, что президент ЗАО «Компания Манас Менеджмент» Токтосунов А.И. может быть напрямую причастен к незаконному выводу средств из ОАО «Росинбанк». Так, в марте 2017 года ОсОО «Сэттори Плюс» получило в ОАО «Росинбанк» кредит в сумме 109 млн. сом. А уже 6 сентября 2017 года, согласно данным Листинговых проспектов, кредитный комитет банка рассматривал вопрос о просроченной задолженности по данному кредиту. По данным Министерства юстиции, учредителями ОсОО «Сэттори Плюс» выступают ОсОО «Транссистема-Бишкек» и Нурхалиев Адилет Асанович (он же – директор компании и по совместительству — коммерческий директор ЗАО «Компания Манас Менеджмент»). Учредителем и директором ОсОО «Транссистема-Бишкек» в то время был президент «Манас Менеджмента» Асан Иосифович Токтосунов (в последующем он переоформил эту компанию на свою дочь, Исмаилову Ж.А.). Таким образом, Токтосунов А.И., фактически, вывел из ОАО «Росинбанк» более 1,5 млн. долларов США, в результате чего Нацбанк КР был вынужден тратить народные деньги для стабилизации в нем финансовой ситуации. Следует учесть, что до недавнего времени Токтосунов А.И. являлся крупным акционером ОАО «Росинбанк».

Просим сообщить, известно ли Вам об указанных выше фактах? Имеет ли ЗАО «Компания Манас Менеджмент» счета в ОАО «Росинбанк», и, если да, с какого времени? Сообщал ли президент ЗАО «Компания Манас Менеджмент» Токтосунов А.И. ревизору и аудитору общества в соответствии со ст.76 Закона КР «Об акционерных обществах» о своей заинтересованности? Были ли соблюдены требования к заключению сделки с заинтересованностью, установленные ст. 77 Закона КР «Об акционерных обществах»?

3.Нами были обнаружены документы, согласно которым бывший начальник УВД на транспорте, а ныне – начальник ГУГССО МВД КР, генерал-майор милиции Исаев Т.К. в 2011 году получил от ЗАО «Компания Манас Менеджмент» беспроцентный заем в сумме 50 000 долларов США. При этом, в решении совета директоров о выдаче займа он именуется вице-президентом данной компании, тогда как, на сколько известно, Исаев Т.К. на протяжении многих лет непрерывно является сотрудником МВД КР. Кроме того, так же публиковалась информация о том, что дочь Исаева Т.К., Толгонай Талантбековна Исаева, якобы, является одним из акционеров упомянутой выше компании ЗАО «Транс Азия Экспресс». Принимая во внимание изложенные выше факты, указывалось, что генерал-майор милиции Исаев Т.К. может быть причастен к «крышеванию» авиационной контрабанды и вмешательству в расследование уголовных дел, в которых фигурирует руководство ЗАО «Транс Азия Экспресс», ОсОО «Транс Азия Экспресс Плюс» и ЗАО «Компания Манас Менеджмент».

Просим сообщить, известно ли Вам об указанных выше фактах? Действительно ли Исаев Т.К. в мае 2011 года работал в ЗАО «Компания Манас Менеджмент», и, если да, на какой должности и на каком основании? Получал ли Исаев Т.К. в 2011 году беспроцентный заем в размере 50 тыс. долларов США от ЗАО «Компания Манас Менеджмент», на каком основании и для каких целей? Являлся ли Исаев Т.К. в момент получения займа от указанной компании сотрудником МВД КР? Если да, не противоречит ли, по Вашему мнению, получение сотрудником МВД КР беспроцентного займа от частной компании законодательству КР, не является ли получение такого займа незаконным вознаграждением государственного служащего? Был ли осуществлен Исаевым Т.К. возврат займа в пользу ЗАО «Компания Манас Менеджмент»? Если да, то когда именно и из каких источников?

4.В дополнение к весьма немаленькой заработной плате, в 2012 году ЗАО «Компания Манас Менеджмент» выплатило президенту компании Токтосунову А.И. в качестве вознаграждения 6 454 402 сом, в 2013 году – 10 967 281 сом, в 2014 году – 11 271 484 сом, в 2015 году – 4 092 987 сом. Таким образом, зарплата руководителя «Манас Менеджмента» достигала почти миллиона сом в месяц! Всего же за 10 лет «Манас Менеджмент» выплатил Токтосунову больше 50 млн. сом! Для сравнения – 50 млн. сом составляет стоимость строительства под ключ школы в селе Корбу-Таш Узгенского района. Более того, по условиям трудового договора и согласно решениям Совета директоров, Токтосунов А.И. был обязан за свой счет оплачивать сборы и страховые взносы с выплачиваемого ему вознаграждения. Однако, вопреки указанным документам, социальные страховые взносы в соцфонд в размере 17,25% Токтосунов А.И. оплачивал не за счет своего вознаграждения, а за счет «Манас Менеджмента». Таким образом, ЗАО «Компания Манас Менеджмент» потеряло еще 9 с лишним миллионов сом.

Просим сообщить, соответствует ли указанная выше информация о вознаграждении президента ЗАО «Компания Манас Менеджмент» действительности? Какое вознаграждение было выплачено Токтосунову А.И. и другим руководителям данного предприятия за 2016-2019 годы? На сколько, по Вашему мнению, размер вознаграждения президента ЗАО «Компания Манас Менеджмент» является обоснованным? Проводилась ли со стороны ОАО «Международный аэропорт «Манас» проверка информации о том, что, вопреки условиям трудового договора и решений Совета директоров, Токтосунов А.И. оплачивал страховые взносы в соцфонд не за счет своего вознаграждения, а за счет ЗАО «Компания Манас Менеджмент», что причинило крупный ущерб предприятию и его акционеру – ОАО МАМ? Если да, какие меры по итогам проверки были приняты?

5.ЗАО «Компания Манас Менеджмент» на протяжении нескольких лет осуществляло закупки продуктов и посуды для бортового питания по многократно завышенным ценам у компании-посредника ОсОО «Аруу Девелопмент». Эта компания принадлежит жене президента «Манас Менеджмента» Токтосунова А.И. — Виктории Горбенко. Директором ОсОО «Аруу Девелопмент» значится Аскар Осмоналиев – директор воздушно-грузового центра «Манас Менеджмента» и прямой подчиненный Токтосунова А.И.

Просим сообщить, проводилась ли со стороны ОАО «Международный аэропорт «Манас» проверка информации об аффилированности ОсОО «Аруу Девелопмент» с президентом ЗАО «Компания Манас Менеджмент» Токтосуновым А.И. и директором воздушно-грузового центра Осмоналиевым А.Т.? Проводилась ли проверка соответствия цен, по которым ЗАО «Компания Манас Менеджмент» приобретало продукцию у ОсОО «Аруу Девелопмент», рыночным? Сообщали ли президент ЗАО «Компания Манас Менеджмент» Токтосунов А.И. и директор воздушно-грузового центра Осмоналиев А.Т. совету директоров,  ревизору и аудитору общества в соответствии со ст.76 Закона КР «Об акционерных обществах» о своей заинтересованности в заключении сделки между ЗАО «Компания Манас Менеджмент» и ОсОО «Аруу Девелопмент»? Были ли соблюдены требования к заключению данной сделки с заинтересованностью, установленные ст. 77 Закона КР «Об акционерных обществах»? Если нет, просим сообщить, какие меры с Вашей стороны были приняты?

6.Была опубликована информация о выводе средств из «Манас Менеджмента» в 2011-2012 годах в сумме более 100 тыс. долларов США наличными (!) через зарегистрированную в Панаме оффшорную компанию Dayton Indastrial под видом оплаты за осуществление работ, которые эта компания никогда не осуществляла. Кроме того, указывалось, что президент ЗАО «Компания Манас Менеджмента» Токтосунов А.И. за счет возглавляемой им компании оплачивал даже походы в казино: в 2011 году в казино «Дилинджер» он «поиграл» больше чем на 6 тыс. долларов США, а все расходы оплатил кредитной картой ЗАО «Компания Манас Менеджмент».

Просим сообщить, проводилась ли со стороны ОАО «Международный аэропорт «Манас» проверка данной информации и, если да, каковы результаты такой проверки?

7.ЗАО «Компания Манас Менеджмент» в течение многих лет является монополистом по производству и поставкам бортового питания в аэропорту «Манас». Пользуясь тем, что авиакомпаниям просто некуда деваться, руководство ЗАО «Компания Манас Менеджмент» установило максимально завышенные цены на бортовое питание: так, порцию питания эконом-класса «Манас Менеджмент» продает за 20 евро, а порция питания ВИП-класса обойдется пассажиру уже в 45 евро! Являясь фактическим монополистом по предоставлению услуг в области бортового питания и обработки авиагрузов в аэропорту «Манас» (компании, предоставляющие аналогичные услуги, в аэропорту «Манас» отсутствуют), ЗАО «Компания Манас Менеджмент» по непонятным причинам не включено в реестр предприятий-монополистов. Таким образом, уровень цен данного предприятия никем не регулируется, а обоснованность расходов, включенных в себестоимость – не контролируется, что в результате приводит к грубейшим злоупотреблениям со стороны руководства ЗАО «Компания Манас Менеджмент» и негативно отражается на стоимости услуг данной компании для авиапредприятий и пассажиров.

Просим сообщить, являются ли, по Вашему мнению, обоснованными цены за продукцию и услуги ЗАО «Компания Манас Менеджмент», а так же расходы данной компании, принимая во внимание тот факт, что указанные цены включены в себестоимость перевозок пассажиров и грузов? Несет ли ОАО «Международный аэропорт «Манас» ответственность за политику ценообразования в ЗАО «Компания Манас Менеджмент»? Не является ли, по Вашему мнению, отсутствие регулирования со стороны антимонопольного органа, а так же игнорирование требований законодательства о госзакупках, причиной указанных выше нарушений и злоупотреблений со стороны руководства ЗАО «Компания Манас Менеджмент»?

8.Просим Вас сообщить, когда планируется проведение годового общего собрания ЗАО «Компания Манас Менеджмент»? Будет ли ОАО «Международный аэропорт «Манас», являясь единственным акционером данного предприятия, голосовать за назначение Токтосунова А.И. на должность президента ЗАО «Компания Манас Менеджмент» на новый срок? Будет ли ОАО «Международный аэропорт «Манас» добиваться взыскания убытков, причиненных ЗАО «Компания Манас Менеджмент» руководством данного предприятия? Если да, то какие меры Вы планируете предпринять в этой связи?

Мы направляем Вам запрос на основании Закона КР «О доступе к информации» (Статья 6. Способы предоставления информации, пункт 2. Предоставление информации физическим и юридическим лицам на основании их запроса).

На основании  Закона КР «О доступе к информации» (Статья 10. Сроки предоставления ответов на письменные запросы) подготовка ответа на письменный запрос осуществляется в течение двухнедельного срока. Мы надеемся на то, что вы предоставите нам ответ на наш запрос в течении срока, указанного в Законе КР.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.