Государственные рейдеры: директор «Кыргыз Темир Жолу» решил монополизировать рынок грузоперевозок?

0
983

Президент Кыргызстана Сооронбай Жээнбеков постоянно говорит о необходимости поддерживать бизнес, не кошмарить проверками,  а создавать условия для развития здоровой конкуренции. Однако правительство, похоже, решило делать все с точностью наоборот. Через госпредприятия кабмин хочет заняться государственным рейдерством? Иначе инициативы, которые озвучиваются в последнее время некоторыми директорами ГП не назовешь. 

Во вторник в здании ГП «Кыргыз Темир Жолу» прошло выездное заседание парламентского комитета по транспорту, коммуникациям, архитектуре и строительству. Депутаты ЖК высказали много критики в адрес нынешнего директора госпредприятия Канатбека Абдыкеримова. В том числе его обвинили в том, что он пытается монополизировать рынок железнодорожных перевозок.

Ранее СМИ сообщали, что глава «Кыргыз темир жолу» загорелся идеей создать при ГП Центр перевозок. По словам Абдыкеримова, в совместную компанию «Кыргыз темир жол экспедиция» готовы вложиться потенциальные инвесторы по экспедированию грузов. «Это позволит привлечь дополнительные финансовые ресурсы для развития железнодорожной отрасли. Вместе с тем, предполагается также использовать современные информационные технологии для повышения эффективности и качества работы», — говорится в сообщении КТЖ.

В ходе выездного заседания комитета Жогорку Кенеша по транспорту, коммуникациям, архитектуре и строительству депутат Бактыбек Сыдыков («Республика – Ата-Журт») также отметил, что инициатива госпредприятия похожа на попытку монополизировать рынок грузовых перевозок.«Вы хотите организовать коммерческую структуру на базе госпредприятия и отдать ей все полномочия, она будет продавать коды экспедиторам, что приведет к повышению тарифов. Это неправильно! Вы просто хотите монополизировать рынок!» — сказал нардеп и напомнил, что при «Кыргыз Темир Жолу» уже создавалось ОсОО «КыргызЖелДорЭкспедиция» и затея не привела ни к чему хорошему.

В 1996 году руководство госпредприятия уже пыталось это сделать, создав на своей базе компанию — ОсОО «КыргызЖелдорЭкспедиция», выполнявшую роль генерального экспедитора. КТЖ в составе учредителей была всего два года. За это время доходы «Кыргыз Темир Жолу» не увеличились, зато появились многомилионные долги и испорченный на годы имидж госпредприятия.

В Ассоциации экспедиторов КР уже отреагировали на самодеятельность директора КТЖ Абдыкеримова. Ассоциация была создана в 2004 году и сегодня объединяет 30 компаний, которые одним росчерком пера Абдыкеримов хочет оставить не у дел. Руководство АЭКР обратилось с официальным письмом к премьер-министру страны и депутатам ЖК. В ассоциации понимают, чем грозит создание на базе госпредприятия экспедиторской компании. Это может не только препятствовать нормальной деятельности кыргызских экспедиторских организаций, но и привести к ряду негативных последствий.

В своем письме АЭКР отмечает, что инициатива Абдыкеримова приведет не только к монополизации рынка и повышению тарифов для существующих экспедиторских компаний, но и повышению цен на товары для конечных потребителей – простых граждан. Сегодня тарифы на перевозку грузов по кыргызской железной дороге одни из самых высоких в СНГ. Они в пять раз выше, чем по Казахстану, и в 2,5 раза — чем по России. И не исключено, что монополист будет дополнительно накручивать цены.

К тому же, создание такого Центра противоречит положениям действующего законодательства страны. ГП «НК «Кыргыз темир жолу» является субъектом естественных монополий КР и занимает доминирующее положение на рынке. Создание на его базе компании приведет к монополизации экспедиторского бизнеса. «Кыргызская Республика, является импортозависимой страной, повышение тарифов на данный вид услуг также отразится на повышении цен на товары, перевозку которых осуществляют транспортно-экспедиторские компании, что в конечном итоге вызовет недовольство у простых граждан нашей страны», — говорится в письме.

Речь уже не стоит о том, что идея Абдыкеримова повлечет дополнительные финансовые затраты из госбюджета. Расходы на создание технической инфраструктуры и увеличение штата работников ГП негативно отразятся на доходной части данного КТЖ, а следовательно и казне государства.

В свое оправдание гендиректор ГП Канатбек Абдыкеримов утверждает, что российский инвестор готов вложить в создание центра 35 млн сомов. «На нашем рынке существует более 30 компаний, которые занимаются экспедиторско-логистической деятельностью. Но мы хотим привлечь инвесторов в эту сферу и также оказывать услуги со своей стороны. Это будет один из дополнительных финансовых источников, который позволит развиваться «Кыргыз Темир Жолу», — сообщил Канатбек Абдыкеримов.

При этом директор КТЖ не упомянул, что кыргызские экспедиторские компании ежемесячно в качестве предоплаты за будущие перевозки оплачивают в ГП «Кыргыз темир жолу» более 150 млн сомов, что в 4 раза больше предлагаемой инвестором суммы. Кроме того, эти компании в год перевозят до 4,5 млн тонн различного груза и выплачивают в казну налоги в размере более 50 млн сомов.

В это время в России и Казахстане идут на демонополизацию рынка и развитие транспортно-экспедиционных услуг. И там этот сектор экономики развивается: сегодня в РК работают 352 экспедиторских организаций, а в РФ – 334. В Кыргызстане в очередной раз наступают на те же грабли. Очевидно, власть не собирается учиться на собственных ошибках. Позволит ли нынешнее правительство и Жогорку Кенеш повторения печального опыта?

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.