Февраль 2019. Начало движения к мечте?

0
316

У нашей страны нет мечты. Эдакой идеи-фикс, принятой и помноженной на усилия всех. Есть народ, лидеры, территория, наконец, признание других государств, но мечты как таковой нет. И дело даже не в идеологии, в поисках которой сломано столько копий и совершено бессчетное количество экскурсов в прошлое, просто её нет и пока, кажется, не предвидится. Вы спросите почему – попытаюсь ответить на примере последних двух президентов, тем паче остальным история уже воздает сполна за содеянное.

Как один народ двух президентов ощутил

Уже как год с лишним новая метла метёт по-новому. Попутно борется с коррупцией. А бороться, благо, есть с чем (и кем). Наследие Атамбаева оказалось столь обязывающим, что расчистка авгиевых конюшен рискует занять продолжительную часть президентского срока Жээнбекова.

С этим, безусловно, согласна репрессивная часть его аппарата, но отнюдь не довольствуется общество. Общество, будь оно ладно, жаждет несравнимо большего. Понятно, что мэры и премьеры на нарах вкупе с кофискацией имущества не сделают народ счастливее. Надежды скорее, на то что утилизация оступившихся откроет дорогу новой волне чиновников. Из этой волны обнажится президентская свита, которая и будет делать его в оставшийся президентский срок.

Взаимосвязь президентов с собственной свитой суть отражения их кадровых политик. Увы и ах, но кадровые предпочтения двух президентов во многом схожи. Практика набора во властную когорту людей из небытия, без достаточного пробега, и главное потенциала губит на корню веру в радушное настоящее и будущее нашей страны. Собственно это и привело к краху экс-президента Атамбаева.

Он, как известно, чурался людей с интеллектом, предпочитая резвящихся балашек, послушно ставящих подписи под всякими сомнительными документами. Своеобразно трактуемая им вопреки природе власти дружба, если кому и застила глаза, то только интеллектуальным холуям, дежурно превозносящим мудрость правления всех, без исключения, президентов.

Нынешние назначенцы Жээнбекова особых надежд у народа также не питают. Они лучше, чище, но горы не свернут точно. И пусть гул ропота еще не слышен (на площадях), но разговоры о том день ото дня громче. Силовики уверенны в себе вполне, но в стенах парламента, равно со страниц газет, они едва лопочут. Особняком лишь заседания Совбеза: тут их рвение похвально, в конце концов, застолье с президентом к чему-то да обязывает. С харизмой, правда, подкачали, тут им не фартит точно. Причем все как на подбор.

Что до министра внутренних дел, вопросов к нему и в особенности к его подчиненным много. Создается впечатление, что сегодня главная угроза общественной безопасности исходит именно от его сотрудников. И такое впечатление, при полном безучастии начальства, крепнет день ото дня.

Правительство

Теперь, собственно, о правительстве и премьер-министре. О нашем зеркале и двигателе экономических, социальных и прочих реформ. Будучи родом из Соцфонда, бледной, кстати, копии Минфина, за год прошедший он себя в политическом поле никак не проявил. Да, он опытный аппаратчик, и цеплялся за всё что мог, но лавров нигде так и не снискал. Судачат разное — вопроса с Кумтором не решил, экспорта сельхозпродукции не обеспечил, фискализацию не осилил, госуправление не реформировал, регионы не развил. Зато в начале года отчитался о росте ВВП, спасибо работящему народу.

Но кто бы что ни говорил, у премьера есть планы и на нынешний год. Это — цифровизация и развитие регионов. Чутьё подсказывает, что нынешний премьер Президенту еще сгодится. Например, для того, чтобы поднять тарифы на электроэнергию. Здесь все логично – без наращивания генерации электроэнергии дальнейший рост ВВП под вопросом. А ещё нужно в оставшееся время внедрить в правосознание граждан пресловутые Кодексы. Да, да, те самые, что вызвали гнев населения. Потом ОСАГО. Тоже, скажу вам, не подарок для электората. Затем цифровизация, нужная и актуальнейшая вещь. Тут вам и “Безопасный город”, паспорта и справки, регистрация, госуслуги в целом, Big Data и её монетизация и многое другое. А еще инфраструктура со всем её многообразием. И везде нужны профессионалы, вовсе не те, что из табакерки. Вообщем, тяжко, тому кто понимает. Так что, Бог в помощь, нашему премьеру.

Лакмусовой бумагой на дееспособность не только правительства, но и президентского аппарата станет результат госвизита Президента РФ В. Путина, намеченный на 28 марта текущего года. Многомиллиардные соглашения с Казахстаном и Узбекистаном, безусловно, некий ориентир и для Бишкека. Можно констатировать, что в условиях проседания Правительства, особая ответственность ляжет на аппарат президента.

А впереди не менее важный саммит ШОС, с госвизитом руководителей других держав: Индии и Китая. И там тоже надо преуспеть. В противном случае спрос будет уже не только с главы правительства. Реваншистам, так сказать на радость. Для успешного проведения госвизитов особенно по части содержания, Президенту и главе правительства необходимо сформировать внутреннюю и внешнюю повестку страны.

А это уже при стечении обстоятельств какой никакой шаг к мечте, поддержанной большинством (не парламента). Движение к мечте — это сопряжение всех, прежде всего, интеллектуальных сил в обществе. Президент в данном случае модератор и в последующем носитель идеи, правительство – исполнитель. Пока глава государства о своих планах предпочитает заведомо не говорить, но также поступал и его предшественник. Это, похоже, сегодня никак не поле для дискуссий, а прерогатива и некий бонус (обуза) к должности.

Прогнозы

Совершенно очевидно, что у команды президента проблем предостаточно. Многие направления деятельности попросту не охвачены. Особенно это заметно и по российскому и по китайскому направлению. Неспаянная работа дипломатов и экономистов довершает удручающую картину. А ведь именно из этих стран мы сегодня вправе ожидать серьезного потока инвестиций.

Однако, антикитайская истерия и безынициативность в отношении Москвы ставит под сомнение достижимость поставленных целей. Брать абы как у Китая дальше не получиться – слишком негативная реакция в отношении Китая в целом. Здесь и ползучая миграция из Поднебесной, жесткость условий по уже взятым кредитам, активная вербовка агентов влияния (компрадоров) внутри страны.

Что касается инвестиций из остальных стран, то и там глубина проработки вопросов и отношений оставляет желать много лучшего.

Выводы

Уровень футбола в стране заметно подтянулся. Азиатский рубикон достигнут. Ребята играют с огоньком в глазах, мастеровито плетут кружева. На поле главенствует мысль, установки тренера, шлифуется и тактика, и стратегия. И это отрадно.

Играть же в пас в политике пока ещё не научились.  Как, впрочем, и формировать по-настоящему боеспособные команды. Оно и понятно – деньги налогоплательщиков, гуляют здесь не на свои кровные. В политике давно назрели перемены. Деньги и их наличие не должны быть главным критерием избираемости на выборах в Кыргызстане. Давно пора, не только власти, но и оппозиции, научиться формировать команды интеллектуалов. В противном случае опора лишь на лояльность станет камнем преткновения на пути развития страны, её экономики, общества в целом.

И хочется сказать об одном важном наблюдении. У страны есть самый серьезный ресурс, который остается сегодня не задействованным в экономическом секторе. Имею ввиду то, что у главы государства есть именно та решительность и тот уровень настойчивости, который позволяет нам все таки оставаться оптимистами. И это уже неплохо — мы ими и должны оставаться.

Женишбек Байгутиев, экономист.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.