Посол Литвы Витаутас Наудужас: «Нет такого правила, чтобы страна большая или меньшая могли диктовать свои условия»

0
342

— Расскажите свои впечатления о нашей стране, городе Бишкеке.

— Прежде всего разрешите сказать, что я в Бишкеке уже в третий раз. Я могу сказать, что Бишкек — это просто город, как бриллиант — просто камень. Красивый, с каждым годом все светлее. Город растет и это вызывает восхищение. Город имеет уже полтора миллиона населения и это чувствуется. Единственная вещь, которую можно заметить – это то, что транспорт растет в геометрической прогрессии, а инфраструктура в арифметической.

— Да, не справляется немножко.

— Ну, это характерно для многих городов. Я думаю, что через 5-6 лет проблема с транспортом будет похлеще. Сейчас можно сказать, что вы проживаете золотой век, а позже даже, если вы сможете ситуацию поправить, тем не менее, видимо, пришло время строить уже более сложные развязки. Эстакады, этажные перекрестки и тому подобное.

— Перезагруженность столиц, — это не только наша проблема. Идет миграция населения в столицу. И это более серьезные проблемы, когда правительство не справляется с решением проблем регионов, чтобы сохранить там молодежь, создать рабочие места. Как вы ее видите? Вы же не только Бишкек посещаете, но и бываете во многих местах в Кыргызстане.

— Можно смотреть на это с разных сторон. С моей точки зрения, все столицы имеют свой специфический образ жизни. На самом деле все столицы имеют притягательную силу. Возьмите любую страну. Возьмем Астану, — за 20 лет она вырасла до миллиона населения. У вас идут демографические сдвиги и через двадцать лет Бишкек станет метрополисом.

— А как в Литве справляются с этим?

— Конечно, как и все. Это раньше нужна была прописка, а сейчас прописки нет, вы купили квартиру и живете здесь. Правда существует очень большая маятниковая миграция, человек может жить в Вильнюсе, а работать в Каунасе. С улучшением видов транспорта и дорог, это становится реальностью. Как, например, дорога из Алматы в Бишкек, она отличная. Если говорить о впечатлениях, то с таможенными постами, пересечением границ у вас стало довольно хорошо. Может люди и не довольны, но по сравнению с другими странами, даже в вашем регионе, у вас положение не плачевное.

— А как вы в качестве Посла видите свое участие, участие своей страны в развитии Кыргызстана? Это рекомендации, инвестиции, поиск партнеров, или какие-то межгосударственные соглашения,  в пакете вашем в отношении Кыргызстана что сегодня наработано?

— Отличный вопрос. Мне очень нравится формулировка философа Сенеки. Он говорил, что нет ничего более практичного, чем хорошая теория. Мы можем дать сотни определений, что такое дипломатия и роль посольства, но для меня более приемлемое – это мосты. А что мосты соединяют – автомобили, вагоны? Да, нет, мосты соединяют люди. И поэтому посольство должно служить верно и эффективно, чтобы люди как можно больше встречались, делали какие-то дела, составляли соглашения, ратифицировали их и, конечно, мы тогда имеем и торговлю и инвестиции, и культурный обмен. Что с Кыргызстаном наработано? Для Литвы Кыргызстан не является неизвестной страной, потому что ежегодно приезжают альпинисты, большие экспедиции по 70-80 человек. Есть даже гора в честь Стасиса Видугириса, режиссера, вашего земляка.

Конечно, когда говорим про торговлю, насколько я знаю, несколько десятков тысяч автомобилей были закуплены не только в Польше, но и в Литве. У нас в некоторых городах появились цеха, предприятия, которые подготавливали автомобили для продажи и отправляли в Кыргызстан. Это частица и литовского бизнеса. Опять же по транспорту – у вас порядка 20 авиакомпаний, которые не только перевозят пассажиров, но и ремонтируют свои лайнеры в Литве. Закупают оборудование. Практически все компании, связанные с авиабизнесом работают с Литвой.

По поводу правительств, — мы заинтересованы в развитии Нового Шелкового пути. Это такая артерия, аналогов которой я не знаю. Немецкий поэт Гете в своем произведении о Фаусте писал, что золото открывает все двери, а шелковый путь открывает сотрудничество между странами. Шелковый путь охватывает страны с населением в 4.5 млрд из 7 миллиардов населения всего мира. Охватывает страны, в которых производится около 30 процентов ВВП мира. Ну, и конечно, новый Шелковый путь – это не только путь транспорта, но и культуры, кулинарии. Вкусно жить не запретишь, ведь.

— Как Литва себя позиционирует на этом Шелковом пути?

— Если мы посмотрим на этот путь, то он крайне важен тем, что между Китаем и ЕС торговля достигает уже 800 млрд долларов.

— А как Вы его соотносите с Евразийским экономическим союзом? Создает ли ЕАЭС проблемы для Шелкового пути?

— Я сомневаюсь, потому что Шелковый Путь значительно шире. Он охватывает Китай, а дальше с будет охватывать Южную Корею и Японию. Если взять ветви с ТРАСЕКой, которая объединяет еще и другие страны, Кавказ и Турцию, то это еще шире. Да, страны имеют границы, а дороги – нет.

— У нас сейчас обсуждается железная дорога из Китая в Европу, которая должна пролегать через Кыргызстан. Но с реализацией возникают разногласия с другими стратегическими партнерами.

— А в Европейском Союзе никто не может выставлять условия, диктовать. Поэтому если Ангия приняла БРЕКСИТ, то есть те кто говорит НЕКСИТ. Это как с Шенгеном в ЕС. Одни страны входят в Шенген, а другие нет. Например, Румыния, Болгария. Внутри ЕС уже нет границ, не нужен паспорт, достаточно водительских прав. Или страны, которые имеют евро, а шведы, Дания проголосовали против. Мы говорим о правах человека, а почему забываем о правах народа? Нет такого правила, чтобы страна большая или меньшая могли диктовать свои условия. Поэтому мне трудно рассуждать о трендах внутри ЕАЭС. Вам самим решать.

— Конечно, мы же входим в ЕАЭС на паритетных основаниях. Но есть моменты, когда кто-то ставит свои условия, но и нам даются с их стороны какие-то преференции. Это все переговорный процесс.

— Многое зависит от общих интересов, но и  частных интересов стран тоже. Если вы находите, что это вам выгодно, что это дает какие-то хорошие подвижки для благосостояния граждан, для качества их жизни, то вам принимать решение.

— Вот у нас большая проблема — коррупция. Как вам удалось ее преодолеть?

— Нам удалось ее преодолеть, хотя это еще не законченная битва. Это потому что мы в 2004 году вступили в ЕС. 14 лет дало очень многое, хотя злые языки могут сказать, что очень много людей эмигрировало, но  они во время всех веков из стран Балтии эмигрировали, и не потому что плохо жили, но и потому что были войны. Будучи в составе ЕС очень изменился уровень жизни — 430 евро прожиточный минимум. Как это соотносится с заработной платой в Кыргызстане? Выше. Но с другой стороны у вас и цены другие на продукты, услуги, электричество. Вот у нас оно в 30 раз дороже.

— Каждое наше правительство боится поднимать этот вопрос. А на популизме страдает модернизация энергосектора, возврат кредитов.

— Я заметил, что слабо развивается и грин-энергия, что сейчас является мировым трендом.   И не надо придерживаться принципа – «после меня хоть и реформы», по аналогии, «после меня хоть и потоп». У нас очень много направлений, по которым мир движется очень интенсивно. И надо только перенимать более внимательно. Надо следить за ними и в социальном и в экономическом, и культурном смысле. Сегодня Литва – это демократия и цифровизация всей страны. Помните, как раньше было: «Советская власть – это коммунизм плюс электрофикация всей страны». У нас скорейшая интернет связь. Финтек – это финансовые технологии.

У вас есть талантливые люди и почему нет бренда? Так может он и не нужен, может достаточно, что люди работают хорошо. Будут условия, создадите свой бренд. Нас спрашивают, Голландия за счет живет – тюльпаны, сыр, марихуана. А вы за счет чего? А дрова, а сено? Это я иронично говорю. Вроде ничего нет и в тоже время все есть. Возьмем Францию, какая отрасль дает прибавочную стоимость – сельское хозяйство. А у вас туризм. Разница только в том, что свободный рынок не работает.

У вас должны быть хорошие условия для развития бизнеса, хорошие, стабильные, чтобы не прерывались с приходом каждого нового правительства. Когда я работал в Швеции, мне говорили – не надо сразу инвестировать в сложное производство, а надо инвестировать в умы людей. Только хорошо подготовленные люди могут двигать страну.

—  Что ж, спасибо за дельные советы, пожелания. Хотелось бы, чтобы наше интервью было услышано, потому что уже тоже накипело-наболело, хотелось бы уже видеть позитивные изменения.

Беседовала Замира Сыдыкова.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.