Открытость vs политические манипуляции

0
361

Как открытость и прозрачность на выборах можно использовать в противовес политическим манипуляциям и торгу после их проведения? Открытость вопросов политического финансирования является одним из главных приоритетов Партнерства «Открытое правительство» (OGP) во всем мире. Ровно год назад Кыргызстан присоединился к этой инициативе, став первой страной в Центральной Азии.

Где деньги?  

Который день в Кыргызстане обсуждают очередной возможный коррупционный скандал, связанный с задержанием Икрама Илмиянова, а именно использование $150 тыс. в предвыборную кампанию. Главное следственное управление ГКНБ КР обратилось с запросом в СДПК о возможном поступлении в избирательный фонд партии денег, которые 8 августа 2017 года представители ОсОО «Дизель комплект» передали заместителю руководителя штаба Илмиянову. Так, по крайней мере, утверждают сами представители компании.

Социал-демократы открестились и от денег, и от предвыборного штаба кандидата в президенты Сооронбая Жээнбекова. Они посоветовали ГКНБ обратится непосредственно к экс-кандидату, а ныне действующему главе государства, либо в Центризбирком, где, по мнению СДПК, хранятся все финансовые документы кандидата.

На сайте Центризбиркома, действительно, имеется информация о финансовых поступлениях всех кандидатов в президенты на 26 октября 2017 года. Согласно этим данным, в избирательный фонд Жээнбекова поступило, в общем, 158 млн 96 тыс. 175 сомов, из них в качестве добровольных пожертвований от юридических лиц  – 100 тыс., от физических – 142 млн 996 тыс. 175, остальные средства – личный вклад самого кандидата.

Сумма, переданная Илмиянову представителями ОсОО «Дизель комплект», составляет 10 млн 396 тыс. 500 сомов (по официальному курсу Нацбанка на тот день), а это в 100(!) раз больше, чем указанная сумма по пожертвованиям юрлиц. Получается, либо Илмиянов внес в избирательный фонд лишь часть денег, что стало явным по окончании выборов, когда подвели «дебет и кредит» выборного бюджета. Либо штаб СДПК, отправляя ГКНБ за ответом в Центризбирком, подсказывает, дескать часть денег Илмиянов мог внести от себя или от имени других граждан, в качестве физических лиц.

Центризбирком разместил на своем сайте лишь часть информации, и узнать, кто именно из граждан и компаний, и сколько средств пожертвовал в избирательный фонд Жээнбекова, невозможно. Нет данных и о том, значится ли сам Илмиянов в их списке.

Кто в ответе?

Стоит отметить, что контролем финансирования кандидатов в президенты на выборах занимались сами же эсдеки. Действующая председатель Центризбиркома Нуржан Шайлдабекова пришла в состав комиссии по квоте экс-президента Алмазбека Атамбаева. До своего назначения в ЦИК, она была заместителем Фарида Ниязова в аппарате президента, а до этого — уполномоченным представителем СДПК на парламентских выборах 2015 года.

Контрольно-ревизионную группу, которая, по закону, должна проверять правильность ведения финансовых операций кандидатами состоит также из «своих». КРГ возглавляет член Центризбиркома Гульнара Баатырова, она тоже пришла в состав комиссии по квоте Атамбаева.

Еще один человек в этой группе — Адилет Сатыгулов (квота СДПК). О нем ResPublica, уже писала в ноябре 2016 года в статье под названием «ЦИК vs СДПК: как сын маму проверяет». Его мать Надира Сатыгул кызы была главной по вопросам ведения финансовых вопросов кандидата Сооронбая Жээнбекова, а сын был проверяющим. Налицо конфликт интересов, на который в ЦИК закрыли глаза.

Согласно «Инструкции по ведению избирательного фонда», все кандидаты обязаны представить в Центризбирком отчет о размерах и обо всех источниках создания избирательного фонда, а также обо всех произведенных затратах. Обязанность сдачи финансового отчета кандидата возлагается на уполномоченного представителя по финансовым вопросам. Таким образом, уполномоченный по финансовым вопросам Надира Сатыгул кызы обладает всеми необходимыми данными обо всех поступлениях в избирательный фонд Жээнбекова, и не совсем корректно со стороны СДПК отмахиваться от своих людей, создавая интригу там, где ее нет.

Что делать?

«Подобные политические заявления, манипулирование данными по финансированию выборов кандидатов или партий направлены на подрыв доверия к избранным и функционирующим органам власти, в том числе и к президенту. Они могут стать предметом политического торга и обострения ситуации в обществе», — считает юрист и член ЦИК Атыр Абдрахматова.

Она отметила, что 16 октября этого года правительство утвердило первый Национальный план действий по построению «Открытого правительства» на 2018-2020 годы. В национальный план вошла 41 задача, реализация которых способствует построению открытого государственного управления в Кыргызстане.

Одной из задач в национальном плане значится «Прозрачность финансирования выборов (референдумов) и избирательной кампании кандидатов, политических партий, инициативных групп». В ближайшие два года должны быть внесены изменения в законодательство и раскрыты данные по расходованию государственного бюджета на проводимые в стране выборы и референдумы, а также источники финансирования избирательных кампаний кандидатов и политических партий, участвующих в выборах.

«Инициатива была внесена мной, именно в связи с тем, что всей полноты информации о том, кем, в каких размерах финансируются кандидаты и политические партии нет. Детали знают лишь ограниченный круг членов ЦИК, входящие в контрольно-ревизионную группу и естественно председатель Центризбиркома. Такое ограничение в информации являлось на прошедших выборах и референдуме не только нарушением избирательного законодательства, но и как вы видите создало условия для того, чтобы сейчас распространялись всякие домыслы и слухи в отношении избранного президента. Обеспечив максимальную открытость данных, мы обеспечим доверие к избираемым руководителям страны, и предотвратим такие политические манипуляции к результатам выборов в последующем», — отметила Абдрахматова.

Отметим, что глава Центризбиркома Нуржан Шайлдабекова была против инициативы по обеспечению прозрачности и открытости финансирования выборного процесса, так как, по ее мнению, работа ЦИК без того открыта. Она ссылается на законодательные изменения по обнародованию финансов кандидатов, которые разработала рабочая группа по совершенствованию выборного законодательства, созданная президентом, и все эти инициативы, дескать, уже реализует ЦИК. Пожалуй, стоит напомнить главе Центризбиркома, что, согласно Конституции КР, правительство, а не ЦИК и, тем более, не рабочая группа, на которую она ссылается, обладает правом законодательной инициативы. К слову, и за исполнение республиканского бюджета ответственность тоже несет кабмин, поэтому их заинтересованность в эффективном использовании госбюджета очевидна.

Карина Асташова

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.