Кому нужны дороги без дорог?

0
474

В 2016 году, еще при мэре Кулматове началась тотальная вырубка деревьев из-за расширения дорог. Это привело к массовым протестам горожан и послужило причиной отставки следующего мэра столицы – Албека Ибраимова. Сегодня пришел новый градоначальник – Азиз Суракматов, но, как мы видим, вырубка деревьев всё равно продолжается. Пример тому улица Тоголока Молдо, что пересекает Жибек-Жолу. Как и в прошлые годы, реконструкция этой улицы не обошлась без массовой вырубки. Выпиливались как больные, так и вполне здоровые деревья. Активист партии зеленых Александр Толмачев заснял последствия этой вырубки. В кадре зепечатленном на телефон видно, что вырубают и абсолютно здоровые деревья.

Стоит напомнить, что массовая вырубка деревьев весной прошлого года привела к серьёзному недовольству горожан и митингам протеста у здания мэрии города. А попытки активистов защитить зеленые насаждения на улице Душанбинской были пресечены сотрудниками милиции.

Похожая практика была применена и в этом году. 5 августа сего года гражданский активист Александр Толмачев был задержан и по решению суда и получил пять суток ареста. Формально он был обвинён в мелком хулиганстве по заявлению группы граждан. Возможно это совпадение, но именно на момент его нахождения в приёмнике-распределителе, и проходила зачистка улицы Баялинова от зеленых насаждений, на которой сейчас полным ходом идет реконструкция. И по плану она тоже расширяется с двух до четырех полос. Однако, как показывает практика озеленения улицы Тыныстанова из-за автомобильной парковки по обе стороны дороги, эта задача осталась не выполненной. Та же судьба ожидала улицу Душанбинскую, Токтоналиева и Каралаева. А стоило тогда вырубать все деревья?

Возможно таких ситуаций удалось бы избежать, если бы мэрия проводила общественные слушания с привлечением горожан и независимых экспертов. Вот что говорит глава ОФ “Наше Право”: Калича Умуралиева: “Согласно уставу города, мы горожане имеем право принимать участие в решении важных вопросов касающихся проблем города. Провели реконструкцию дорог. А до этого слушания проводили? Спрашивали у населения что им нужно? Сами собрались, сами решили.  И в итоге дороги не в интересах горожан, не в интересах города, а в интересах бизнеса”.

По мнению депутата Бишкекского Кенеша Рысбая Аматова двери для общества стали закрыты, как Китай начал предоставлять три года назад безвозмездные гранты на реконструкцию дорог в пределах столицы.  “Все дороги строит строит компания “Сhina Road” и мэрия согласует все вопросы только с этой компанией без участия столичных жителей. В целом свыше 50% всех тендеров на строительство дорог в Кыргызстане выигрывает это компания”.

Сотрудник ОФ “Наше право” Светлана Антропова подчеркнула что реконструкция дорог в столице вообще ведется без проектно-сметной документации. “Поэтому срубаются деревья, качество дорог низкое и пропускная способность осталась прежней. К примеру, по улице Тыныстанова люди бьются, чтобы не было реконструкции, потому что дороги касались непосредственно кирпичных домов, шум сильный. Сейчас там уничтожены все придорожные зоны, что повышает вероятность аварий и угрожает жизни пешеходам. И теперь из-за тотальной вырубки деревьев люди не защищены от вредных выбросов. Конечно, все это протоверечит интересам горожан. Несмотря на жалобы жителей в прокуратуру, никакой реакции от этого органа не было, кроме того что выписали штраф на 100 тысяч сомов за незаконную вырубку деревьев, а на факт, что реконструкция проходит без проектно-сметной документации прокуратура и суды закрывают глаза”.

Депутат Аматов не согласился с этим, отметив, что без проектно-сметной документации китайская сторона вряд ли бы согласилась вести строительство дорог. “Скорее всего здесь существуют недоработанные проекты. Зачастую материал бывает совсем некачественный. И затем асфальт тает, как мороженое. К тому же некоторые дороги делает МП “Бишкекасфальтсервис”, это касается в основном небольших дорог и у них как раз таки зачастую не бывает никакой сметы. Министерство транспорта отмечало что они строят все “на глаз” и рулетками”, — сказал Аматов.

Светлана Антропова отметила ответственность  Бишкекглавархитектуры. «Если даже есть проектно-сметная документация, она же должна соответствовать нашим стандартам. Согласно плану детальной планировки (ПДП), эти дороги проходят как двухполосные и такими же должны оставаться по санитарным и другим нормам. Почему возник конфликт с жителями по улице Душанбинская? Потому что там невозможно было делать четырехполосную дорогу, но на мнение жителей наплевали. В итоге что мы видим? Там сейчас отсутствует ирригация, там засыхают все деревья, нет бордюров, тротуары узкие, непригодные для пешеходов», — говорит Антропова.

Депутат Рысбай Аматов указал на основную по его мнению причину всего этого. «У нас отсутствуют независимые консультанты и нет соответствующего надзора. То есть у нас на городском уровне в отличие от республиканского, нет независимых консультантов, а ведь они снижают коррупционную составляющую. У нас же в столице, чиновник, который получает 10-15 тысяч заработную плату подписывает миллиардные проекты», — заключил Аматов.

Материал подготовлен Булатом Сатаркуловым, Александром Тропейко и Адилем Турдукуловым

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.