Обанкроть компанию и спи спокойно

0
600

Ровно полгода назад президент КР Сооронбай Жээнбеков объявил тотальную борьбу с коррупцией. Не все госорганы правильно восприняли благие намерения главы государства, применяя избирательный подход. И борьба с коррупцией вновь рискует превратиться в «охоту на ведьм». К ответственности привлекаются по принципу приближенности к бывшему и нынешнему президентам. Иначе как объяснить, что некоторых явно не чистых на руку чиновников и руководителей госпредприятий участь обходит стороной, другим же достается по полной. Или нынешняя власть, как и прежняя, делит коррупционеров на «своих» и «чужих»?

В среду на заседании парламента депутаты вновь подняли вопрос об обанкротившейся государственной авиакомпании «Эйр Кыргызстан». Член фракции «Республика – Ата Журт» Таабалды Тиллаев поинтересовался у директора нацкомпании Жолдошбека Бектурганова, почему при его руководстве успешное предприятие обанкротилось.

Бектурганов признался: самолетов нет, как и денег на их покупку, и даже на ремонт.

СМИ уже писали о руководителе национального авиаперевозчика, который довел когда-то успешное предприятие до банкротства. Он назначен на должность восемь лет назад, сразу после апрельских событий 2010 года, при весьма странных обстоятельствах. За это время авиапарк компании сократился в три(!) раза. Когда-то на балансе единственного государственного авиаперевозчика было четыре «Боинга», два ТУ-154 и бакиевский Beechcraft Super King Air-330. Сегодня их нет, часть продана, другая — списана. За прошлый год «Эйр Кыргызстан» не совершила ни одного полета.

Еще в мае первый вице-премьер-министр Кубатбек Боронов признал, что «Эйр Кыргызстан» хоть и не признана официально банкротом, за восемь лет превратилась в невыгодную и убыточную авиакомпанию. С тех пор прошло три месяца, однако Бектурганов продолжает руководить.

Депутаты парламента тоже поднимали вопрос о Бектурганове. Член «Онугуу-Прогресс» Гулшат Асылбаева на заседании задавала соответствующие вопросы главе ФУГИ Ренату Тулебердиеву. Парламентарий потребовала проверить деятельность «Эйр Кыргызстан». «Почему вы отрицаете, что компания на грани банкротства, хотя большинство сотрудников отправлены в отпуска без содержания?» — задалась вопросом депутат.

Тулебердиев в ответ заявил, что компания получает прибыль. Не уточнив, что единственный самолет, и тот получен в лизинг, директор «Эйр Кыргызстан» сдал в субаренду, и получает деньги за его эксплуатацию другой компанией. Этих денег едва хватает на выплату долговых обязательств, которых у национального авиаперевозчика более чем достаточно. Ведь за этот «Боинг», который компания тоже взяла в операционный лизинг (то есть в аренду), а с 2014-го он находился в финансовом лизинге (с последующей покупкой), «Эйр Кыргызстан» должен был выплатить $4,1 млн. На сегодня долг составляет более $929,8 тыс. В 2015 году его передали на ремонт компании Aerovista FZE и отдали в аренду румынской компании Cobex Trans S.R.I. за $60 тыс. в месяц. Сегодня это единственный заработок «Эйр Кыргызстан», но это не покрывает даже часть долгов компании.

По иску ОсОО S.Group International, которому «Эйр Кыргызстан» задолжал около 1,5 млн сомов арестованы все автомашины компании. Недвижимость ОАО тоже под арестом в обеспечение иска «Росинбанка».

Кроме этого, ОАО «Эйр Кыргызстан» должен Ленинскому соцфонду — 2,5 млн сомов, Кыргызинстраху — 3,5 млн сомов, Госкорпорации по организации воздушного движения в РФ — 7,6 млн сомов.

Все активы компании находятся под арестом за долги. Сотрудники, как отметила депутат Асылбаева, отправлены в долгосрочный отпуск, к тому же им несколько месяцев не выплачивалась зарплата. Зато сам Бектурганов исправно получает зарплату, которая, по данным депутата Тазабека Икрамова, составляет $4 тыс. В Минтрансе, правда, слова парламентария опровергли, уточнив, что зарплата директора ОАО «всего» $800. Тоже, надо отметить, немалые деньги. Учитывая, что средняя зарплата в КР составляет всего 15 тыс. сомов (около $200).

При этом никто не задается вопросом, куда делись деньги от продажи бакиевского Beechcraft. Он ушел с молотка за $3,1 млн. Хотя его реальная стоимость была $6,5 млн. Продав самолет вдвое дешевле, Бектурганов пустил деньги на свои нужны. Какие, не уточняется.

Можно ли при этом называть компанию «прибыльной»? Нет. Достаточно простого сравнения. До того, как «Эйр Кыргызстан» возглавил Бектурганов, оборот компании составлял 2,5 млрд сомов, прибыль — 64 млн сомов в год, она перевозила свыше 200 тыс. пассажиров ежегодно, регулярно совершала полеты, имея солидный авиапарк. Но все это за восемь лет руководства Жолдошбека Бектурганова свелось к нулю.

Однако факты, озвученные депутатами, остаются без внимания соответствующих органов. Но ФУГИ продолжает выгораживать директора «Эйр Кыргызстан». За какие заслуги Бектурганова держат на руководящей должности? Чем он так выслужился перед главой ФУГИ? Или его протеже сидит еще выше?

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.