«Эйр Кыргызстан»: от успеха к банкротству за 8 лет

0
406

В парламенте вновь подняли вопрос о руководителе государственной авиакомпании «Эйр Кыргызстан» Жолдошбеке Бектурганове. Депутат Улугбек Ормонов спросил, сняли ли того с должности, ведь он довел процветающее предприятие до банкротства.

Глава ФУГИ Ренат Тулебердиев сообщил, что компания пока не признана банкротом.  Однако первый вице-премьер-министр Кубатбек Боронов подтвердил, что компания хоть и не названа официально банкротом, но считается невыгодной и убыточной. Он заверил, что вопрос по директору авиакомпании будет решен в ближайшее время.

Это не первый раз, когда в Жогорку Кенеше обращают внимание на деятельность руководителя национального авиаперевозчика. 100% акций этого ОАО принадлежат ФУГИ. Однако в последнее время дела у компании идут плохо. Многомиллионные долги, ни одного самолета в арсенале и полтора года без полетов. Кто довел когда-то успешное ОАО с оборотом в 2,5 млрд сомов до банкротства? ОАО «Эйр Кыргызстан» создана в 2001 году для перевозки первых лиц государства. Все ее активы находятся под арестом за долги.

На прошлой неделе депутат Гулшат Асылбаева потребовала проверить деятельность Бектурганова. По ее словам, компания на грани банкротства. Большинство сотрудников отправили в отпуска без содержания.

«Но сам Жолдошбек Бектурганов продолжает получать заработную плату. Несмотря на неоднократные жалобы, директор, который привел компанию к банкротству, остается на посту. Раньше у авиакомпании было пять самолетов, после того как Жолдошбек Бектурганов возглавил предприятие, ни одного самолета не осталось», — цитируют депутата СМИ.

Действительно, когда-то «Эйр Кыргызстан» была самой успешной и крупной авиационной компанией в КР. Перед событиями апреля 2010 года оборот компании составлял 2,5 млрд сомов, прибыль — 64 млн сомов в год, она перевозила свыше 200 тыс пассажиров ежегодно. В парке было четыре «Боинга», два ТУ-154 и американский Beechcraft Super King Air-330, переданный правительством.

Последний самолет купили в 2008 году за $6,5 млн. Минтранс передал воздушное судно в пользование «Эйр Кыргызстан» для осуществления перелетов тогдашнего президента Курманбека Бакиева. Именно на нем в разгар апрельской «революции» он бежал в Джалал-Абад.

Сразу после событий апреля 2010 года «Эйр Кыргызстан» возглавил Жолдошбек Бектурганов, сомнительно пришедший на революционной волне. О результатах его восьмилетнего руководства компанией лучше всего говорят цифры.

И так, на сегодня в арсенале «Эйр Кыргызстан» нет ни одного самолета. Один ТУ-154 находился в собственности ОАО «МАМ», но им пользовался «Эйр Кыргызстан», выполняя литерные рейсы, проще говоря, перевозил первых лиц. В 2016 году его передали для эксплуатации авиакомпании «Эйр Кдж».

Один из «Боингов» компания в августе 2010 года в счет погашения долга передала в собственность ОсОО «Эсен Эйр». Сейчас он в нерабочем состоянии, разобранный на запчасти и находится на хранении на территории аэропорта «Манас».

Еще один «Боинг» прекратил летать в ноябре 2017 года в связи с истечением ресурса двигателя.

Третий «Боинг» находился в лизинге. Его взяли в 2012 году, два года выплачивали миллионные суммы, а в 2014-м компания перестала платить по графику и самолет пришлось вернуть ОсОО S.Group International.

Ушел с молотка и бакиевский Beechcraft. Но реализовали его вдвое дешевле, чем купили — за $3,1 млн. К тому же неизвестно, куда ушли деньги от продажи. Бектурганов утверждает, что средства частично направлены на погашение займов. Какая часть ушла на погашение займов и на что потрачен остаток суммы, об этом глава ОАО не говорит.

ТУ-154 в 2012 году списали «в связи с выработкой ресурсов планера, двигателей и других его запчастей». Самолет не эксплуатируется и находится на хранении (законсервирован). Однако это не помешало руководству ОАО ежегодно списывать деньги на техническое обслуживание и иные затраты. Воздушное судно сейчас находится под арестом, Межрайонный суд Бишкека наложил его в обеспечение иска ОсОО «Газпромнефть-Аэро Кыргызстан», которой «Эйр Кыргызстан» задолжал почти 98,5 млн сомов.

Четвертый «Боинг» компания тоже взяла в операционный лизинг (то есть в аренду), а с 2014-го он находился в финансовом лизинге (с последующей покупкой) $4,1 млн. На сегодня долг составляет более $929,8 тыс. В 2015 году его передали на ремонт компании Aerovista FZE и отдали в аренду румынской компании Cobex Trans S.R.I. за $60 тыс. в месяц. Сегодня это единственный заработок «Эйр Кыргызстан», который однако не покрывает даже часть долгов компании. 

По иску ОсОО S.Group International, которому «Эйр Кыргызстан» задолжал около 1,5 млн сомов арестованы все автомашины компании. Недвижимость ОАО тоже под арестом в обеспечение иска «Росинбанка».

Кроме этого, ОАО «Эйр Кыргызстан» должен Ленинскому соцфонду — 2,5 млн сомов, Кыргызинстраху — 3,5 млн сомов, Госкорпорации по организации воздушного движения в РФ — 7,6 млн сомов.

Известно, что сотрудники компании уже долгое время не получают зарплату. Руководству приходится сокращать когда-то необоснованно раздутый штат. А специалистов и профессионалов с многолетним стажем отправлять в неоплачиваемые отпуска.

Тем не менее, директор ОАО Жолдошбек Бектурганов ежемесячно исправно получает зарплату. Недавно депутат ЖК Тазабек Икрамов поднял этот вопрос в парламенте. Он озвучил, что Бектурганов получает $4 тыс. «Почему руководитель, который привел к банкротству целое предприятие, до сих пор находится на должности?» — задался вопросом парламентарий.

В Минтрансе поспешили опровергнуть эти данные, заявив, что зарплата директора ОАО «всего» $800. Тоже, надо отметить, немалые деньги. Учитывая, что средняя зарплата в КР составляет всего 15 тыс. сомов (около $200).

При таком упадке деятельности авиакомпании, не меньшее недоумение вызывает, что она умудряется получать награды в номинации «Выбор года», как лучший авиаперевозчик в КР. Известно, что такие призы присуждаются не забесплатно. Получается, что деньги на покупку наград у руководства «Эйр Кыргызстан» есть, а выплатить зарплаты и отдать долги — нет?  

Достаточно даже посмотреть на сайт авиакомпании, чтобы убедиться, что как таковой деятельности она не ведет. Последние обновления полуторагодичной давности. Лишь недавно опубликовали информацию о том, что ЖК и правительство КР приняли решение приватизировать долю акций ОАО.   

Известно, что государство плохой менеджер. ФУГИ КР неоднократно доказал, что управлять государственным имуществом у чиновников получается плохо. 

Однако признаваться в своих плохих менеджерских способностях никто не хочет. «У нас появилось много конкурентов. Раньше была только одна авиакомпания — государственная. А сейчас очень много частных. Конкуренция сильная, и мы с самого начала поднимаем вопрос о том, что, если государственная компания не поддерживается, она должны быть отдана в частные руки», — сказал журналистам Жолдошбек Бектурганов.

Не первый год от обанкротившейся компании пытаются избавиться. В марте 49% доли акций ОАО выставили на продажу. Однако купить убыточное предприятие с долгами желающих нет.

Бектурганов утверждает, что инвесторы из Германии, Индии и Болгарии заинтересованы в приобретении «Эйр Кыргызстан». Отчего же уже который покупатель отказывается от нее, изучив состояние дел обанкротившейся компании? 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ