Задыхаемся, или Пять причин загрязнения воздуха в Бишкеке

0
552

«Чем мы дышим?» — вопрос, которым не первый год задаются жители столицы КР. Но этой зимой он встал особо остро. Общество всколыхнулось. Эффект разорвавшейся бомбы произвела фотография одного из пользователей соцсетей: город, окутанный смогом. Бишкекчане признаются, что дышать становится все труднее, население столицы задыхается.

Первая причина — это ТЭЦ…

Кыргызгидромет ежедневно занимается замерами содержания опасных веществ в воздухе. Эти отчеты периодически публикуются. И картина нерадужная. К примеру, концентрация диоксида азота и формальдегида в столице превышают норму почти в два раза. Врачи отмечают, что бишкекчане стали чаще болеть и тяжелее переносить заболевания.

Эксперты называют различные причины, но главным «козлом отпущения» стала столичная ТЭЦ. Накануне руководство теплоцентрали устроили экскурсию для журналистов, дабы доказать, что не ТЭЦ виновата в выбросах тяжелых металлов в воздух.

Директор ТЭЦ Нурлан Омуркул уулу не отрицает, что свою лепту в загрязнение воздуха в Бишкеке столичная теплоцентраль вносит. Но она не настолько велика, как пытаются представить активисты. «Загрязнение атмосферы происходит не только из-за ТЭЦ Бишкека, есть и другие факторы. Доля загрязнения городского воздуха от теплоцентрали составляет лишь 14%», — цитируют его СМИ.

… а вторая — уголь

Экологи тоже отмечают, что основные причины загрязнения воздуха — деятельность человека. Промышленные предприятия, машины, а также отопление углем.
Большинство жителей частного сектора зимой отапливаются углем. Веерные отключения прошлых лет и постоянное подорожание газа заставили большую часть населения пересесть на твердое топливо, нежели пользоваться для обогрева электроэнергией и голубым топливом.

«Частные отопительные устройства в жилых домах в целом гораздо более вредны, чем ТЭЦ, потому что в них сгорание происходит при низких температурах, а при низких температурах значительная часть топлива превращается не в тепло и невредные газы, а во вредные и очень ядовитые газы, например, в угарный. То есть, чем холоднее в печи, тем больше в ней угарного газа. А дым – одна из составляющих смога», — сказал в интервью «Азаттык» эколог Эмиль Шукуров.

Это утверждение также подтверждается предварительными данными активистов проекта Move Green. Еще в сентябре прошлого года они установили датчики, которые измеряют уровень загрязнения воздуха в Бишкеке.

«Измерение загрязнения воздуха — дорогое удовольствие. Профессиональное оборудование стоит в среднем от 10 до 100 тысяч долларов. Наши приборы оптическим методом замеряют наличие твердых частиц в воздухе. Оно определяет с точностью, почти как профессиональное. Мы поставили приборы в трех точках», — рассказывает менеджер проекта Бактыгуль Стакеева.

Она сообщила, что уже получены первые данные. Окончательно результаты будут озвучены уже на днях. Активист согласна, что отопительный сезон вносит свою лепту в загрязнение воздуха в столице КР.

Проветрите Бишкек

Экологи утверждают, что Бишкек находится в котловине и плохо продувается. «Другая особенность – мало осадков, тех же дождей, которые должны промывать атмосферу. Еще один около природный фактор — воздух в городе и над городом на пять градусов выше, чем в окружающей атмосфере, что создает эффект теплового воздушного колпака. Этот воздушный колпак делает непроницаемым город для проникновения извне слабых ветров, а у нас преобладают именно такие. Поэтому воздушный колпак над городом еще больше насыщается вредными испарениями и становится крепче», — также отмечает Эмиль Шукуров.

С этим мнением согласна и активист Калича Умуралиева. Она сообщила ResPublica, что неоднократно обращала внимание городских властей на проблему загрязнения воздуха в Бишкеке. Активист считает, что причиной чрезмерного загрязнения воздуха стала хаотичная застройка.

«Когда в 19 веке планировали наш город, российская Петербургская Академия наук все просчитала: столицу расположили так, чтобы улицы шли параллельно друг другу, и воздух с гор мог проветривать город. Но из-за того, что весь район предгорья, где формируется бриз или «роза ветров», как ее называют, застроили, сегодня этого эффекта проветривания нет. Схожая ситуация и в Алматы, где также сильно загрязнен воздух», — говорит Умуралиева.

Столицу лишили «легких»

«Ситуация ухудшается с каждым годом, — отмечает активист. — Но в этом году она стала катастрофической. Причиной тому послужила, в том числе, и массовая вырубка деревьев в Бишкеке», — считает активист.

Калича Умуралиева также считает, что массовая застройка в парках, где уничтожаются зеленые насаждения, стала причиной ухудшения экологической ситуации в столице.
По ее словам, при каждом парке и сквере сегодня формируются общественные советы, которые следят за тем, чтобы власти, при выделении земель в этих зонах, не нарушали экологических норм.

«Сегодня деревья вырубают не только в скверах и парках, но и вдоль дорог. Машины — еще один фактор загрязнения воздуха, однако это не учитывается. Но ради водителей расширяются дороги и вырубаются зеленые насаждения, которые являются «легкими» Бишкека. Сейчас столица Кыргызстана уже не тот зеленый город, каким она была еще каких-то десять лет назад», — отмечает Калича Умуралиева.

Транспортный коллапс

Отсутствие общественного транспорта и увеличивающиеся количество автомобилей в столице — еще одна причина загрязнения. По последним данным, в Бишкеке зарегистрировано около 400 тыс. автомобилей. И их количество неуклонно растет.
Бишкекчане не готовы отказаться от частных авто и пересесть на общественный транспорт даже в центре столицы. К тому же, автобусов и троллейбусов в столице больше не становится.

Гражданский активист Азамат Акенеев считает, что «призывы отказаться от автомобиля, от угольного отопления, еще от чего-нибудь ради улучшения экологической ситуации результатов не дадут». «Самоорганизация общества при решении этой проблемы (загрязнения воздуха — прим. ResPublica) невозможна по определению. Ни в небольшой деревне, ни тем более в миллионном городе. Никогда и нигде не было такого, чтобы люди по доброй воле стали вести экологически правильный образ жизни. Ведь человек отказавшийся от автомобиля не ощутит никакого улучшения, тогда как дискомфорт будет немедленным и очень даже чувствительным. Более того, считаю такие призывы откровенно вредными. Ведь они не только внушают людям ложное чувство вины, но также отвлекают внимание от основных виновников данной ситуации — властей. Тех самых арбитров, которые должны следить за тем, чтобы в Бишкеке соблюдались экологические нормы и которых для этого мы и выбрали. Именно они и должны принять меры, ограничивающие использование автотранспорта в столице до разумных пределов, выбросы от ТЭЦ и частного сектора, грязь с многочисленных строек и другие необходимые меры. Для начала хотя бы перестать расширять дороги за счет вырубки деревьев. Это в буквальном смысле самое худшее, что можно сделать. И активистам, ратующим за экологию, стоит сосредоточить свое внимание именно на властях. Не перекладывайте с больной головы на здоровую», — заключил он.

Фото: Sputnik.kg

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here