Экология понятным языком

0
139

Эксперты часто жалуются на то, что журналисты все упрощают, переворачивают, коверкают и в результате получается вовсе не профессиональные материалы, которые так хочется видеть представителям НКО-сектора. Особенно, когда дело касается науки, экологии в данном случае. Так и возникает нелюбовь к СМИ и нежелание журналистов сотрудничать с общественными организациями.

Но, к счастью, проблему оказалось решить нетрудно. В эти дни в Бишкеке проходит форум «#ЛИВЕНЬLivingAsia – Экология&Медиа», где экоактивисты из центральной Азии презентуют результаты своего сотрудничества со СМИ.

Эколог Дмитрий Ветошкин впервые принял участие в проекте Интерньюса на Эко Кэмпе в Бишкеке. Там собрались разные участники, но основным и важным отличием ивента было собрать в одной команде экоактивистов и представителей СМИ для реализации общих проектов. В результате этого сотрудничества появилось два мультимедийных продукта по возрождению Ботанического сада в столице Кыргызстана.

«Во-первых, мы открыли вкладку на сайте «Возродим Ботанический сад вместе», где с помощью разных фишек – креативных видео, инфографики – рассказали о том, почему это важно. Еще у нас была задача написать лонгрид об истории озеленения Бишкека. Тогда нам казалось, что, когда люди узнают об истории, они будут более уважительно относиться к деревьям. Но в свете последних событий (массовая вырубка деревьев мэрий Бишкека для расширения дорог – прим. редакции), мы поняли, что сейчас не до романтики. Сейчас в этом лонгриде собраны материалы о том, как можно сохранить зеленые насаждения, практические рекомендации и юридические справки», — рассказывает Дмитрий.

Кроме этого, экоактивисты устроили флешмоб, развесили 2 тысячи этикеток на деревьях по столице, в которых деревья «обращались» к гражданам и «рассказывали» о том, какую пользу приносят людям со ссылкой на лонгрид. После этого ивента еще больше людей посетили сайт и присоединились к мероприятиям Ботсада. Поэтому, безусловно, партнерство с журналистами пошло на пользу этой инициативе.

«Партнёрство профессиональных журналистов с экологами – это классное партнёрство. Потому что журналисты сегодня пишут про экологию поверхностно, не погружаясь в проблему. И чаще всего издаются два типа материалов: алармический – все мы умрем, который не показывает выхода из ситуации. Либо это ситуационные материалы, реакция на какую-либо ситуацию, происходящую в области охраны окружающей среды. А экологи – это, в свою очередь, такие ботаны, сидящие в своих кабинетах, ездящие в экспедиции, и обладающие сложной для понимания обывателями информацией. Соединение такого симбиоза, когда сложные данные даются простым языком – в этом есть свои плюсы», — добавил эколог.

Кроме этого, на форуме делятся своими успехами и тренеры по мультимедиа из СМИ и НКО, которые обучились в рамках проекта. Мария Тюрющева, координатор программы молодых репортеров за сохранение окружающей среды из города Караганды, прошла обучение в сентябре прошлого года.

«Мы научились использовать мультимедийные инструменты в своей работе. Мне было немного проще нежели другим журналистам скорее всего потому, что по специальности я айтишник.

Но как экологический активист я знаю, что нужно не просто красиво, но и доходчиво доносить свои мысли. А у нас всегда есть много данных, таблиц, но как сделать это просто и понятно, возникает вопрос. В этом смысле тренинг оказался очень полезным», — комментирует Мария.

Общественный фонд «Экообраз» уже 20 лет занимается экологическим образованием. И одним из направлений является экожурналистика для детей. С 1988 года организация выпускает журнал в печатной форме. Но все течет и изменяется, и вскоре общественники поняли, что нужны новые форматы. Но для этого нужны навыки и понимание.

«Работая с детьми, мы учим их и в то же время учимся сами. В этом году у нас открылось новое направление – социальная реклама. Здесь важен посыл, в то время как писать статью, делать фоторепортаж или видеоролик намного сложнее. Приходится искать экспертов, ссылаться на источники информации. А социальные ролики всегда интересны аудитории, и самим детям», — добавляет Мария. Один из роликов и стал результатом обучения Марии. В нем дети на понятном для всех языке рассказывают о том, насколько опасны батарейки для окружающей природы и животных. В результате продвижения этого видео, удалось собрать тысячу батареек.

Наталья Идрисова из Душанбе работает в молодежной экологической организации «Маленькая Земля». В основном организация занимается экообразованием, но в сотрудничестве с менторами из медиа проекта Интреньюс она решила организовать информационную кампанию по продвижению велотранспорта в Таджикистане.

«По совету менторов мы привлекли популярного блогера и велоактивиста Александра к нашему проекту, он помог нам организовать неформальные встречи и велозаезды, выступить на радио. Мы выпустили серии инфографики и персональных историй людей, причастных к велоспорту и велотуризму, а также подготовили лонгрид «Велосипедистка».

В результате, таджикистанским активистам удалось привлечь внимание СМИ и горожан к развитию альтернативного вида транспорта в Душанбе, создать неформальное движение велосипедистов, научиться подавать информацию максимально просто и креативно и подружились с журналистами.

Медиа и НКО должны уметь говорить на одном языке, чтобы развивать экологическую журналистику в регионе и эффективнее включать общество в решение экологических проблем. А для этого нужно видеть полную картину.

Профессор, заслуженный деятель науки Кыргызстана Эмиль Шукуров отметил на форуме, что журналистам нужно понимать и говорить о том, не что происходит в сфере охраны окружающей среды, а почему так происходит. «К сожалению, мы рассыпаемся на частности и не говорим об основах экосистемы. Потому что жизнь – это не существование отдельных видов, а сосуществование в сложнейших сообществах. Только тогда сохранение отдельных видов будет решена, в том числе и самого человека».

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ