Предложения для включения в предвыборные программы кандидатов в президенты Кыргызской Республики. Обещания должны быть реальны

0
339

Предложения для включения в предвыборные программы кандидатов в президенты Кыргызской Республики 

Обещания должны быть реальны

Как показывают социологические опросы, в обществе в последнее время укоренилось мнение, что выборы в нашей стране зависят от двух факторов: денег и административного ресурса. Программы политических партий и кандидатов в президенты зачастую не конкретны, а обещания – нереальны. Поэтому на них мало кто обращает внимание и, соответственно, нет впоследствии и спроса за пустые обещания популистов, пришедших во власть.

Надо признать, что после двух революций ожидания народа на ощутимые изменения не оправдались. Многие люди связывают сегодня свои надежды с предстоящими осенью выборами президента.

Политсовет политической партии «Ар-намыс» решил предложить кандидатам в президенты включить в их предвыборные программы ряд пунктов, которые должны, во-первых, показать отношение будущего президента к принципиальным вопросам развития нашего государства и общества, во-вторых, способствовать реальному исправлению сложившейся социально-экономической ситуации в стране, выходу из затянувшегося «топтания на месте и повторяющихся обещаний лучшей жизни», повышению доверия народа к судебной, законодательной и исполнительной ветвям власти.

Президент по новой Конституции не наделен, как прежде, широкими полномочиями. Однако, используя свой моральный авторитет всенародно избранного главы государства, он имеет возможность влиять на формирование общественного мнения в стране и на принятие государственными органами определенных решений в интересах страны и своего народа.

При выборе за кого голосовать, на первое место мы ставим программу кандидата и только потом его личные качества, которые в полной мере проявляются и раскрываются, как показывает практика, только при приходе человека во власть.

В том случае, если наши предложения кем-либо из кандидатов будут приняты и включены в свою предвыборную программу, то это может послужить веским основанием для нашей поддержки его на предстоящих выборах.

Мы постарались максимально избегать общих, неконкретных пожеланий и предложений, которые не поддаются простой оценке и общественному контролю, а также не стали приводить те, которые априори должны всегда находиться в числе приоритетных у любого, кто желает возглавить страну, а именно: преемственность в проведении внешней политики с учетом интересов своей страны, развитие культуры, сохранение национальной самобытности народа, обеспечение гражданского мира, общенационального и межнационального согласия, повышение благосостояния народа и другие общественно-значимые вопросы.

Наши предложения, в основном, сводятся к следующим.

  1. По судебно-правовой реформе.
  • Предусмотреть полное финансирование реальных потребностей судебных органов, исключив выделение средств на их нужды по «остаточному» принципу;
  • реформировать Совет по отбору судей, лишив депутатов возможности самим инициировать выдвижение кандидатур в данный Совет, а предоставить такое право только Ассоциации адвокатов и общественным организациям, осуществляющим свою деятельность в юридической сфере, оставив депутатскому корпусу, в соответствии с Конституцией, лишь полномочия по рассмотрению и утверждению представленных кандидатов;
  • принять новые процедуры и критерии для отбора судей, а именно: назначать и избирать на должности судей, имеющих не менее чем 5-годичный стаж5 адвокатской работы, а в Верховный Суд – имеющих не менее 10 лет судейского стажа, и/или 10-летний стаж научно-преподавательской и практической работы в тех отраслях права, по которым имеются соответствующие Судебные коллегии Верховного Суда и при этом сдавшие квалификационный экзамен. Сейчас же по закону достаточно иметь просто «юридический стаж», что позволяет претендовать всем, в том числе даже нотариусам, юристам из ЖЭК и другим.
  • ввести основанием для увольнения судей (и не только их) «нарушение ими обязанности доказать законность происхождения имущества», что позволит открыть возможности для борьбы с незаконным обогащением судей;
  • введение суда присяжных откладывалось из-за отсутствия финансирования в течение пяти лет, в связи с этим и одновременно с вводом в действие с 1.01.2019 года нового Уголовно-процессуального кодекса обеспечить включение в бюджет 2018 года необходимой суммы для создания судов присяжных, являющихся наиболее демократичной формой судопроизводства;
  • с привлечением экспертов и общественности разработать более четкие и конкретные критерии оценки эффективности работы судей, с проведением «внутриведомственного и внешнего «аудита»;
  • ввести порядок обязательного одновременного информирования Совета судей, Совета по отбору судей и президента о всех случаях обращения («телефонное право») к нему чиновников, депутатов и других лиц по конкретным судебным делам В случае, если судья не сообщит о подобных фактах, но это будет выявлено, тогда данное обстоятельство явится основанием для увольнения по отрицательным мотивам;
  • несмотря на то, что в Конституции записано, что «собственность неприкосновенна», на практике эта конституционная норма очень часто нарушается. В связи с этим предлагается значительно усложнить существующие процедуры произвольного и необоснованного лишения собственности граждан с использованием, так называемого судебного рейдерства (проект закона имеется);
  • в ст. 5 Конституции записано: «Узурпация государственной власти является особо тяжким преступлением». Однако в Уголовном кодексе такого состава преступления не предусмотрено. Предлагается определить признаки данного преступления и включить в уголовное законодательство, что даст наглядную возможность для всех видеть, где государственный деятель переступил закон;
  • в последнее время суды под давлением высших органов власти пошли на беспрецедентные меры по фактическому подавлению и уничтожению свободы слова путем наложения непомерных и ничем необоснованных штрафных санкций на СМИ, информационные агентства, журналистов, а также граждан.

Квалифицируя данные действия в качестве одного из признаков узурпации власти и недопущения в последующем любых попыток закрытия неугодных властям средств массовой информации, в целях реализации ст.31 Конституции Кыргызской Республики, гарантирующей свободу слова и печати, принять правовую норму, по которой, во-первых, опровержение должно быть опубликовано в соразмерном тираже, а на интернет сайтах опровержение должно «провисеть» не менее недели, во-вторых, размер денежных штрафов за нанесение ущерба репутации любого человека, независимо от занимаемой должности, не должен превышать суммы, необходимой для опубликования опровержения в тех СМИ, где они впоследствии были перепечатаны, а также для оплаты лечения, если это явилось прямой причиной ухудшения здоровья, подтвержденное документально.

За нанесение же «морального ущерба и страданий» сумма штрафа не должна превышать расчетные показатели, равные 50 тыс. сомам. Указанный перечень должен быть исчерпывающим и не подлежащим расширению. По такой категории дел исключить в отношении ответчиков принятие судебных решений, в нарушение Конституции, запрещающих им выезд за пределы страны и въезд в нее;

  • новое уголовное законодательство, которое должно вступить в действие с 1.01.2019 года, смягчило наказание по ряду преступлений и декриминализировало некоторые составы преступлений, переведя их в уголовные проступки. Однако в местах лишения свободы по такой категории уголовных дел продолжает находиться немалое число осужденных, которым придется продолжать отбывать свой срок, пока не вступит в силу новый Уголовный кодекс.

Подобная ситуация противоречит ст.28 Конституции, принципам уголовного права о соразмерности наказания совершенному деянию и здравому смыслу. Конституционная палата необоснованно отказала гражданам рассматривать их обращения по этому вопросу. Поэтому данную проблему, затрагивающую судьбы сотен людей, необходимо незамедлительно решать в правовом поле посредством принятия Акта об амнистии в отношении тех, чьи составы преступлений в будущем после ввода в действие нового закона подпадут под смягчение наказания.

  1. Укрепление государственной власти, децентрализация и демократизация общественной жизни.
  • Принять закон о расширении самостоятельности глав местного самоуправления и в конце 2018-начале 2019 года провести прямые выборы мэров городов Бишкек и Ош (в последующем по остальным городам и айыл окмоту) и одновременно с этим провести местные референдумы по назревшим актуальным вопросам жизни данных населенных пунктов. Это позволит добиться реального подключения граждан к решению важных проблем местного самоуправления и в определенной степени будет способствовать снятию социальной напряженности;
  • также, не изменяя Конституции, добиться принятия положения о проведении выборов депутатов Жогорку Кенеша по пропорционально-преференциальной системе, что позволит избирателям голосовать как за партию, так и одновременно при этом выбирать конкретного депутата из партийного списка. Проект соответствующего закона разработан и прошел общественные слушания. С его принятием избиратель, в отличие от нынешнего положения, будет знать и иметь «своего» депутата в парламенте к кому он сможет обращаться напрямую, что очень важно для сохранения непрерывной связи «слуги народа» со своим электоратом;
  • назначение членов правительства и руководителей наиболее значимых госструктур проводить открыто на альтернативной основе с заслушиванием их программ, чтобы максимально исключить принятие непрофессиональных кадров, а также в угоду родственным земляческим и прочим интересам и дать возможность показать себя всем тем, кто считает себя способным принести пользу на ответственном государственном посту. При этом окончательный выбор должен оставаться исключительно за премьер-министром, который имеет право не согласиться с предложенными кандидатурами и без проведения конкурсного отбора, под свою личную ответственность, назначить любого человека.
  • реализовать конституционное положение о том, что народ является единственным источником власти путем создания эффективной системы органов народного контроля за деятельностью госорганов. По этому вопросу у инициаторов имеются конкретные наработки;
  • в соответствии с Конституцией, президент страны на период осуществления своих полномочий приостанавливает свое членство в политической партии и прекращает любые действия, связанные с деятельностью политических партий. Однако, как показывает практика, это требование нарушается. В связи с этим, избранные на должность президента должны брать обязательства: после вступления в должность полностью выйти из рядов своей партии, передать руководство преемнику и после ухода с должности никогда не состоять ни в одной из партий и не оказывать поддержки никаким политическим партиям и движениям.

Президент олицетворяет собой единство народа и государственной власти и поэтому даже после ухода со своего поста он должен продолжать находиться над партиями, а не быть привязанным всю оставшуюся жизнь к какой-либо партии;

  • обеспечить превращение г.Бишкек в финансовый центр (проект Закона по этому вопросу разработан), что позволит привлечь дополнительные средства в госбюджет и значительно расширит инвестиционную привлекательность страны;
  • провести реформирование правительства, имея ввиду сокращение министерств и дублирующих ведомств, с оставлением у них функций по выработке политики в руководимых отраслях, а функции «коммерческого» характера (проведение тендеров, распределение денежных средств и др.), передать государственным корпорациям (соответствующий проект закона разработан). Принятие предлагаемого проекта Закона «О государственных корпорациях» откроет дорогу для молодых и перспективных кадров, так как на должности руководителей этих, по сути, рыночных структур, должны назначаться по конкурсу.

Наша продвинутая и образованная молодежь, работающая здесь и за пределами страны в руководстве различных компаний и фирм, сможет наконец иметь реальные шансы помочь своей стране, но не на бюрократических должностях в министерствах (на которые их не заманишь), а с учетом приобретённого опыта, на конкурсной основе, взять на себя руководство вновь созданными госкорпорациями, а также на конкурсной основе возглавить управление народными акционерными обществами и финансовыми компаниями (в случае принятия Закона о превращении г. Бишкек в финансовый центр), как рыночными структурами;

  1. Обеспечение национальной безопасности, в том числе, экономической, энергетической, религиозной и др.
  • В настоящее время в деятельности Госкомитета национальной безопасности стало преобладать уголовное преследование должностных лиц и политических оппонентов действующей власти. Такое положение, когда полицейско-следственные мероприятия отнимают у спецслужбы время, силы и средства от выполнения ими своих прямых функций, в конечном итоге может привести к потере контроля за ситуацией в сфере обеспечения национальной безопасности.

В связи с этим предлагается на базе АКС ГКНБ и за счет частичного сокращения некоторых структур в правоохранительных органах, создать Национальное бюро по борьбе с коррупцией и должностными преступлениями, непосредственно подчиненное главе государства. Тем самым, будут решены одновременно две проблемы: ГКНБ освободится от выполнения несвойственных ему функций, а новому органу по борьбе с коррупцией будет придан более высокий статус со всеми вытекающими отсюда последствиями;

  • после вступления в должность президента принять решение о помиловании известных лиц, осужденных за преступления, которые вызвали широкий общественный резонанс как политически мотивированные преследования, а также отозвать все ранее поданные Генеральной прокуратурой в защиту чести и достоинства главы государства, иски к отдельным СМИ и гражданам с возвратом им оплаченных денежных санкций. Данное решение явится не только актом милосердия и гуманизма к людям, не представляющим угрозу для национальной безопасности, но и значительно смягчит возникшее напряжение в обществе;
  • важнейшей составляющей национальной безопасности является экономическая безопасность. Продолжающееся расслоение общества на бедных и богатых с высокой степенью вероятности может привести к обострению социально-политической обстановки в стране.

В связи с этим необходимо незамедлительно принять меры по реальному повышению материального благополучия народа. В качестве одной из таких мер может стать создание народных акционерных обществ. Это можно рассмотреть на примере проекта «Теке-секирик», в поддержку которого было собрано более 10 тысяч подписей жителей Баткенской области. Суть его состоит в том, что за счет средств, которые будут поступать от имеющегося золоторудного месторождения «Алтын жылга», правительством создается народное акционерное общество, в котором оно имеет не менее 51 процента, а остальные акции распространяются среди местного населения.

Народное акционерное общество финансирует в Баткенской области строительство канала с гидроэлектростанцией и водохранилищем, что позволит возродить 70 тысяч гектаров засушливых площадей. Акционеры, в лице местных жителей, получат орошаемую землю, свою ГЭС и в последующем дивиденды от вложенных акций. При этом инвесторам никто из местных жителей препятствий чинить, естественно, больше не будет.

Наоборот, они сами будут заинтересованы в привлечении инвесторов и создании им нормальных условий для работы. Данную инициативу жителей Баткенской области, с успехом можно и нужно внедрять по всей стране. Это только один из путей реализации конституционного положения о том, что земля и ее недра являются достоянием Кыргызской Республики в лице ее народа. Более подробное описание данного проекта будет представлено отдельно для кандидатов, согласных на то, чтобы народ стал получать непосредственную выгоду от принадлежащих ему природных богатств;

  • энергетика страны, практически полностью зависящая от состояния гидроресурсов, требует возобновления переговоров с Казахстаном и Узбекистаном о долевом участии в строительстве Кара-кечинской угольной электростанции, что позволит в зимнее время отказаться от попусков воды из Токтогульского водохранилища для получения электроэнергии и тем самым сохранить воду для последующего ее использования в весенне-осенние периоды для нужд сельских жителей, проживающих в соседних государствах в нижнем течении реки Нарын. Данная электростанция также решит для нас проблему зимнего дефицита электроэнергии;
  • согласно Конституции, в Кыргызской Республике никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Вместе с тем, государство не может игнорировать появление религиозных течений экстремистского характера, противоречащих исторически сложившимся традициям и которые могут дестабилизировать ситуацию в стране. В соответствии со ст.37 Основного Закона, в нашей стране народные обычаи и традиции, не ущемляющие права и свободы человека, поддерживаются государством.

В связи с этим, предлагается принять на официальном уровне, что правительство Кыргызской Республики поддерживает, исторически сложившийся в кыргызском обществе на протяжение нескольких веков, ислам ханафитского мазхаба. Аналогичное решение целесообразно принять и в отношении других мировых религий, ставших традиционными для нашей страны.

Одновременно с этим ввести запрет для сотрудников правоохранительных органов, военнослужащих и судей отправлять религиозные обряды во время исполнения своих служебных обязанностей, а руководителям органов государственной власти и местного самоуправления – принуждать подчиненных к участию в религиозных организациях.

Тем самым государство продемонстрирует народу, что оно не стоит в стороне от явлений, которые влияют на развитие общества и обеспечение стабильности в нем, не вмешиваясь при этом в личную жизнь каждого человека, не ограничивая его свободу и не навязывая ему свою волю исповедовать или не исповедовать какую-либо религию.

Все вышеизложенные предложения могут быть реализованы без внесения изменений в действующую Конституцию. Вместе с тем, опыт прошедших лет показал, что наряду со многими положительными моментами, которые произошли благодаря принятию Конституции 2010 года, проявились и некоторые недоработки, не позволившие в полной мере обеспечить независимость судебной власти, избавиться от двоевластия и закрепить парламентскую форму правления, произошла частичная потеря государственного управления по вертикали и наряду с этим, ограничение самостоятельности органов местного самоуправления и, как следствие, падение доверия населения к исполнительным и судебным органам власти.

В сложившейся ситуации представляется закономерным и логичным решением провести в конце 2018-начале 2019 г., одновременно с выборами мэров городов Бишкека и Оша, всенародный референдум с целью выяснения отношения населения к вопросам:

1) быть ли в Кыргызской Республике парламентской форме правления, где «главным» в стране является премьер-министр (примерно как в Германии), но подотчетный парламенту, а президент, избираемый, как правило, парламентом, исполняет больше представительские функции, являясь гарантом политической стабильности при смене правительств и обеспечивающим независимость судебной власти от исполнительной и законодательной;

2) или же «главным» должен стать президент, он же глава исполнительной ветви власти. Этот вариант может быть в общих чертах похож на устройство государственной власти в США, где отсутствует должность премьер-министра.

По итогам референдума образовать Конституционное совещание по выработке нового варианта Основного Закона с последующим принятием его Жогорку Кенешем.

Данные предложения не являются исчерпывающими и при необходимости кандидатам, решившим включить их в свою предвыборную программу, могут быть рекомендованы и другие, не вошедшие в данный текст, чтобы его не перегружать.

Политсовет политической партии «Ар-намыс».

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ