Жизнь длинной в век

0
399

Не много ветеранов Великой Отечественной войны осталось в Кыргызстане. Радует, что среди нас, в здравии и потрясающей памяти живет Кыдык Сулайманов. Ему 96 лет и он с удовольствием общается со студентами, молодыми педагогами, потому что более 50 лет посвятил себя педагогической и научной деятельности. С 1955 года его основная деятельность связана с Кыргызским сельскохозяйственным институтом (ныне Университет) им.Скрябина. И до сих пор, Кыдык Сулайманов является консультантом кафедры истории и философии аграрного университета на общественных началах. Он воспитывает внуков и правнуков, с интересом общается с журналистами о последних событиях в стране.

— Кыдык Сулайманович, мы недавно закончили публиковать книгу воспоминаний о своей жизни Азамата Алтая, его настоящее имя Кудайберген Кожомбердиев. Вы помните его?

— Я помню его хорошо, знаю его историю. Не такая и большая возрастная разница между нами. Я заканчивал финансовый техникум, он педагогический заканчивал. Мы общались. Почти одновременно ушли на фронт. Меня взяли 22 августа 1941 года. 73 человека загнали в вагон, куда загружают уголь. Привезли в город Алма-Ата, где находился 44 артиллерийский полк. Там и разместили. Позже, после двух лет боев, я заболел двухсторонним воспалением легких. Мобилизовали. Приехал на родину в село Корумды на Иссык-Куле. А через 5 месяцев назначили директором неполной средней школы. Там слышал, что Азамат Алтай ушел к немцам. Много писали о нем.
Когда я вернулся в город Бишкек, стал работать преподавателем Пединститута, то слышал, что его назвали изменником родины и если он вернется, то его расстреляют. Город маленький, до войны здесь жило только 7 тысяч кыргызов, остальные были других национальностей. Позже я узнал, что он добрался до Америки, говорили что женился, детей не было.

— Кыдык Сулайманович, вы помните, как происходил Уркун (Исход) кыргызов с Иссык-Куля, что помните, что слышали о том времени?

— Мы иссык-кульские кыргызы. Уркун прошел через перевалы нашего края, а когда услышали, что царя русского убили, то кыргызы стали возвращаться. Там и мои родители были. А потом  я родился. Дали мне имя Кыдыкбек. Я родился в селе Корумды. Хорошее место на берегу озера. Об этом хотел рассказать.

Интересный случай произошел со мной, когда я уже был молодым преподавателем. Однажды Курман Каракеев, академик пригласил в Киргизию профессора  Зильдовича, который делал математические расчеты по космосу. Меня тоже пригласили сопровождать их. На корабле сидел Суеркулов, надо было угощать и развлекать Зельдовича. Он рассказал свою историю. Как он устроился истопником в Московском университете. Тогда у академиков шло крупное совещание. А Зильдович истопник сидил и слушал, как академики не могли решить одну математическую задачу. А тогда этот истопник на листке бумаге эту задачу решил. И говорит: можно мне, не ругайте меня, но я кажется решил эту задачу. Он даже среднего образования не имел. Так его пригласили, сделали доцентом, профессором. И отправили в Киргизию делать расчеты по космосу. И вот мы на пароходе на 40 км отъехали от берега и Зильдович решил поплавать. Но никто из наших оказывается не плавает и все показали на меня, говорят, ты иссык-кульский, иди плыви с ним.

Когда вышли на берег он мне говорит: иди сюда молодой человек, мы заслужили выпить армянский коньяк, проплыв на такой глубине.

— Как попали в Ленинград учиться?

— Я работал тогда заместителем Фрунзенского исполкома. Но кому-то понадобилось мое место. И тогда нашли, что я из рода манапов. Когда я в партию вступал, то не указал этого. Вот и нашли повод. Дали 3000 сомов, назначили директором усовершенствования учителей. А оттуда прикомандировали в Ленинград. Как раз требовался аспирант-заочник на 6 месяцев. Я уехал, с русским языком проблемы не было. Нашелся один хромой кандидат наук. Давай я тебе буду помогать, сказал он.  Нашли тему по проблемам аграрных отношений в Киргизии. Так за 6 месяцев я очень много сделал. Был такой профессор Баранов А.И., заведовал кафедрой партийной истории. Он пригласил к себе работать. Диссертацию я защитил 20 декабря 1956 года. Потом пригласили в Аграрный институт, где я 42 года и проработал. Докторскую диссертацию защитил уже в Ташкенте. У нас не было тогда ученого совета. Защитился 30 июня 1971 года.  Из них 30 лет заведовал кафедрой.

— Вы рассказывали, что еще в Токийском университете преподавали.

— Видимо дали задание из Москвы, найти тех, кто лекционные курсы преподает хорошо. Меня включили в состав лекторов, которые отъезжают в Токийский университет. Нас было 5 из разных республик, у каждого тема своя. Лекция переводилась на английский и японский языки. Через 2 года отправляют в Гаванский университет. Помню, как купался в Мексиканском заливе, Карибском море, Тихом океане. Потом 6 раз меня отправляли читать лекции в Московский университет по 5 месяцев.

— А как ваша семья, жена?

— Они приезжали с сыном Болотом. Он у меня тоже пошел по моим стопам, стал преподавателем. Сейчас является вице-президентом Международного университета Кыргызстана (МУК).

— Вам предлагали идти на партийную работу?

— Я в разное время работал на партийной работе до начала моей научной деятельности. У меня 14 правительственных наград, в том числе орден Ленина. Я ведь член партии с 1954 года. Но наградил меня уже после развала Союза лидер коммунистической партии Геннадий Зюганов.

— А вот еще интересно, как вы оказались еще и муллой?

— Я работал одно время в Исламском университете. Туда приехал их начальник. Я ничего не думал, пригласил их в гости. А они оказывается спиртное не пьют и конину не едят. Мы им дали чай, угостили, они записали мой адрес, а через 10 дней телеграмму прислали с приглашением в Мекку и Медину. Это же большие дни туда поехать, а они меня пригласили бесплатно. В Мекке мы прочитали куран, а потом отправились за 400 км в Медину. Поднялись на Гору Арафата, где молился Мухамад. Это было 27 марта 1999 году. Была пятница. А оказывается, что все кто в священную пятницу посещает Гору, возводится в ранг Ажы Акбар.

— А как вы относитесь к тому что были коммунистом, а теперь Ажы?

— Как я понял мусульманская религия очень чистая. Она не оторвалась от народа даже к коммунистические времена. Когда приезжаю в Корумды, то везде слышу, что читают намас, куран. А Маркс оторвался и писал: религия – опиум для народа. Потом Ленин повторил. Оказывается религию потерять нельзя.

— Как характеризуете Советский Союз?

— Конечно, общественно-экономическая формация в условиях Советской власти была самой прогрессивной. Без СССР Кыргызстана бы не было. Кыргызы стали равноправными.

Записала Замира СЫДЫКОВА.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.