Токтайым Уметалиева: МЦУИС лишил Кыргызстан международного иммунитета

0
7658

Правозащитник Токтайым Уметалиева в Варшаве выступила с заявлением-обращением к участникам и делегациям ежегодного совещания ОБСЕ по человеческому измерению. В нем она просит Генерального секретаря ООН Пан Ги Муна и президента Всемирного банка Джим Ен Кима рассмотреть «преступное решение судей МЦУИС (Международного центра урегулирования споров) при Всемирном банке, которые, поправ все права Кыргызстана, вынесли незаконное решение в пользу мошеннической турецкой компании и лишили КР международного иммунитета».

«Уважаемые господа,

Разрешите Вас приветствовать на очередном ежегодном собрании, где основная цель – продвижения свобод и прав человека, верховенство закона. На доверии озвученных принципов, провозглашаемые участниками ежегодной встречи, наша страна подписала и ратифицировала ряд ключевых международных договоров направленных на социальное, экономическое сотрудничество с соблюдением незыблемых прав для инвесторов с сохранением главной ценности право на частную собственность. И здесь очень важно соблюдение норм принятых международных договоров всеми без исключения и, в первую очередь, самими международными организациями.

Мы высоко ценим огромный неоценимый вклад ООН и Всемирного банка в социально-экономическое развитие Кыргызстана, нами подписан ряд ключевых документов о соблюдении прав человека, продвижения мирных инициатив ООН. Настоящее обращение никаким образом не умаляет бесценную работу руководства ООН и Всемирного банка.

Поэтому мы вынуждены обратиться публично к первым лицам данных институтов с этой площадки, с целью привлечь внимание к беспрецедентному использованию международных судебных институтов для незаконного обогащения, с лишением международного права на защиту своих интересов, дискриминации целого государства. Речь идет о Решении Международного Центра по урегулированию инвестиционных споров, город Вашингтон, США (МЦИУС), вынесенного по иску компании «Sistem Muhendislik Insaat Sanayi ve Ticaret A.S» против Кыргызской Республики в 2009 году.

Сегодня у нас в стране катастрофически падает уровень доверия к таким институтам как ООН, ОБСЕ, Всемирному банку из-за коррупционных действий представителей структур данных организаций. Причиной тому может послужить и первый в мире правовой прецедент, созданный арбитрами международного класса МЦУИС при Всемирном банке, когда Кыргызстан из-за преступного решения лишен международного иммунитета.

Необходимо подчеркнуть, указанная турецкая организация должна выплатить Кыргызстану более $40 млн по решениям, принятым судебными и другими органами республики (сумма указана с учетом невыплаченных социальных и страховых отчислений в государственный бюджет).

Во-первых, Кыргызстан не является государством-участником Вашингтонской Конвенции, следовательно, МЦУИС не обладает безусловной компетенцией рассматривать споры, вовлекающие Кыргызскую Республику в качестве ответчика. Вышеуказанное обстоятельство о том, что Кыргызская Республика не является государством-участником Вашингтонской Конвенции, это признается Генеральным секретарем МЦУИС госпожой Мег Киннер, и отражено в официальных ответах.

Во-вторых, Кыргызстан не давал своего письменного согласия на юрисдикцию МЦУИС по спору с «Sistem Muhendislik Insaat Sanayi ve Ticaret A.S». Стороны, в случае возникновения споров, согласно условиям контракта, выразили свое письменное согласие на договорную подсудность с передачей всех возможных споров в третейский арбитраж Международного третейского суда при Торгово-промышленной палате Кыргызской Республики, при этом в основном контракте ничего не оговорено относительно юрисдикции МЦУИС. В частности, в пункте 12 Контракта 1 от 1.02.1993 года о строительстве в городе Бишкеке четырех-звездочного отеля на 400 мест предусмотрено, что «все споры и разногласия, которые могут возникнуть при исполнении настоящего Контракта, Стороны решают дружественным путем, а в случае невозможности – Арбитражной комиссией при Торговой палате Республики Кыргызстан, в соответствии с правилами вышеуказанной Комиссии, решения которой обязательны для обеих Сторон и обжалованию не подлежат». Возражение Кыргызской Республики относительно рассмотрения спора МЦУИС закреплено официальным ответом премьер-министра республики Ф.Кулова распоряжением №127-р от 22 марта 2006 года, направленным в МЦУИС по линии МИД Кыргызской Республики. Таким образом, позиция Кыргызской Республики о нарушении принципов договорной подсудности и применения юрисдикции международных арбитражей по данному делу была обозначена и своевременно направлена в МЦУИС.

В-третьих, МЦУИС еще в самом начале разбирательства, лишил наше государство процессуальных прав на участие в выборе места арбитража, выборе арбитров, установлении процедуры арбитражного разбирательства.

В–четвертых, Истец — турецкая компания «Sistem Muhendislik Insaat Sanayi ve Ticaret A.S» в рамках арбитражного разбирательства в МЦУИС не представила ни единого доказательства своих инвестиций на территории суверенного Кыргызстана. Более того, истец официально под протокол арбитражного разбирательства отказался доказывать свою инвестиционную деятельность (устно и письменно) и не смог доказать факт экспроприации. В свою очередь, арбитры МЦУИС: Prof. AV Lowe, Judge N.Elaraby, Dr.P.Patocchi проигнорировали данные важнейшие обстоятельства и в отсутствии юрисдикции МЦУИС рассмотрели НЕ инвестиционный спор, вынесли неправосудное решение о взыскании денежных сумм с суверенного государства, в связи с якобы экспроприацией несуществующих инвестиций псевдо-инвесторов. При этом арбитрам были представлены документы, подтверждающие, что в период арбитража истцы находились в международном розыске по линии Интерпола, в частности Истец — глава компании «Sistem Muhendislik Insaat Sanayi ve Ticaret A.S» и гражданин Турции — Фехим Ениже, и его сын — представитель той же компании — Окан Ениже в уголовном розыске за невыплату социальных отчислений по вынесенному судебному решению Арбитражного суда города Бишкек от 18 апреля 2001 года.

Для вашего сведения сообщаем.

Вышеуказанная турецкая компания-истец в МЦУИС нанесла огромный ущерб Кыргызской Республике в размере $5 млн, похищенных ими из кредитных средств. Не оплатила в бюджет страны госпошлины со вступивших в силу судебных решений, дебиторские задолженности и задолженность по социальному страхованию – свыше 112 млн сомов обязательных платежей и налогов. Все это подтверждено официальными материалами проверок Счетной Палаты Кыргызской Республики и независимых аудиторов до подачи иска и вынесения Решения МЦУИС в 2009 году. На основании указанных материалов, еще в 2005 г. Прокуратурой города Бишкек было возбуждено уголовное дело в отношении руководства компании «Sistem Muhendislik Insaat Sanayi ve Ticaret A.S» по признакам совершения преступления ст. 169 Уголовного Кодекса Кыргызской Республики (хищение в особо крупных размерах), ч.1, ст.304 Уголовного кодекса Кыргызской Республики (злоупотребление должностным положением). Турецким гражданам было предъявлено обвинение и выбрана мера пресечения – заключение под стражу. В рамках данного уголовного дела, с 2005 года и по настоящее время, руководство компании объявлено в международный розыск по линии Интерпола, в частности Гюркан Ениже, внутри страны Окан Ениже. В отношении руководства этой компании судом Кыргызской Республики вынесено решение о заключении под стражу в декабре 2013 года.

Генеральная прокуратура Кыргызской Республики в марте 2008 года направляла письмо на имя Генерального секретаря МЦУИС г-на Эна Палацио и заместителя Генерального секретаря г-на Насиба Г.Зиаде о том, что на турецкого бизнесмена Фехима Ениже заведено уголовное дело по факту совершения им хищения чужого имущества в особо крупном размере на сумму свыше $5 млн и уклонение от уплаты налогов. Однако МЦУИС никак не прореагировал на официальное уведомление Кыргызского Республики в лице Генеральной прокуратуры.

Кроме того, решением Ленинского районного суда г.Бишкек и другими судами, в том числе международными, компания «Sistem Muhendislik Insaat Sanayi ve Ticaret A.S» должна выплатить ОсОО СКМП «Отель Ак-Кеме» более 190 млн сомов, Минфину Кыргызской республики 58 млн 54 тыс. 807 сомов, а также 5,8 млн сомов в доход местного бюджета и 19 млн в доход республиканского бюджета.

Ни одно из вышеперечисленных решений государственных судебных и правоохранительных органов турецкой компанией «Sistem Muhendislik Insaat Sanayi ve Ticaret A.S» до настоящего времени не выполнено.

В-пятых, при рассмотрении дела «Sistem Muhendislik Insaat Sanayi ve Ticaret A.S» против Кыргызской Республики, арбитры МЦУИС не приняли во внимание решений судебных инстанций, которые вступили в законную силу и решение Генеральной прокуратуры республики, что дает основания полагать о наличии заведомой заинтересованности арбитров в определенном исходе при рассмотрении данного дела. МЦУИС не вправе пересматривать решения национальных судов суверенного государства, если на момент арбитражного разбирательства они вступили в законную силу. Указанные доводы косвенно и прямо подтверждаются нижеследующим.

Так, арбитры не дали права слова для выступления представителям и свидетелям со стороны Кыргызской Республики, которые были официально приглашены секретарем арбитража в статусе свидетелей, а именно: Л.Комароверу, Ишенбаю Кадырбекову, Руслан Сарымсакову, которые присутствовали на судебных разбирательствах и могли внести ясность в процесс. Данный факт является нарушением прав на равенство сторон, принципа состязательности, которые закреплены в основополагающих документах ООН, а также подтверждает в рассматриваемых действиях МЦУИС отступление от правовых начал и демократических основ международного арбитража.

Арбитры МЦУИС проявили свою заинтересованность в исходе дела, проигнорировали и не дали правовой оценки официальным письменным доказательствам, таким образом, продемонстрировав свою заинтересованность в вынесении решения вне своей компетенции в пользу псевдо-инвесторов. Таким образом, МЦУИС в лице арбитров грубо нарушил судебный иммунитет иностранного суверенного государства – Кыргызстана.

После вынесения Решения МЦУИС продолжил оказывать давление на Кыргызстан, требуя исполнить свое решение в письменных обращениях первым лицам страны от имени Генерального секретаря. Письма Генерального секретаря руководству Правительства Кыргызской Республики направлялись 5 ноября 2010 года, 4 мая 2012 года и 2 июля 2013 года.

Возникает вопрос – почему и на основе какой правовой нормы независимый арбитражный трибунал выходит за пределы своих полномочий и вмешивается в исполнительное производство своих решений?

Госпожа М. Киннер в своем официальном ответе дает ложное сведения о том, что представители с кыргызкой стороны не явились на суд. Свое давление на Правительство Кыргызстана объясняет практикой в МЦУИС. Просим дать ответ на правомерность ложным сведениям с ее стороны и такой практики, исходя из положений Вашингтонской Конвенции, полноправной участницей которого Кыргызстан в настоящее время не является.

Решение МЦУИС по делу №ARB/(AF)/06/1 от 9 сентября 2009 года является необоснованным, которое может повлечь снижение авторитета и появление недоверия суверенных государств к международному арбитражу, не соответствующим мировым стандартам отправления правосудия, по сути своей ставящей под сомнение экономическую безопасность независимого государства. Созданный при Всемирном банке орган международного арбитража, благодаря недобросовестным действиям арбитров, может растерять свой авторитет и создает условия по умалению репутации организаций, созданных под эгидой ООН. В данной ситуации мы намерены отстаивать интересы суверенной страны, грубо нарушенные вследствие однобокой позиции арбитров МЦУИС.

В связи с вышеизложенным, просим руководство ООН и Всемирного банка:

  1. Дать оценку действиям генерального секретаря МЦУИС М. Киннер:

— по оказанию постоянного неправомерного давления на Кыргызскую Республику по исполнению вышеуказанного арбитражного решения по делу по иску «Sistem Muhendislik Insaat Sanayi ve Ticaret A.S»;

— потребовать от Генерального секретаря МЦУИС обосновать в рамках Вашингтонской Конвенции причину столь откровенного превышения своих полномочий, выражающееся в оказании давления по исполнению решения международного арбитража в отсутствии соответствующих норм.

  1. Довести до сведения всего руководства МЦУИС, что Кыргызская Республика в настоящее время не прошла все необходимые процедуры в качестве участника Вашингтонской Конвенции, и вытекающее из этого обстоятельство, что юрисдикция МЦУИС по данному конкретному спору не является подтвержденной и безусловной.
  2. Поручить руководящему Комитету МЦУИС

— рассмотреть ответственность арбитров, по результатам, рассмотреть необходимость принятия мер дисциплинарного и иного правового воздействия в отношении арбитров МЦУИС, вынесших необоснованное решение по делу №ARB/(AF)/06/1 от 9 сентября 2009 года, а именно: Prof. AV Lowe, Judge N.Elaraby, Dr.P.Patocchi;

— дать правовую оценку вынесения международным арбитражем неправомерного решения, которое грубо нарушает принцип судебного иммунитета Кыргызской Республики, вынести данный вопрос на расследование руководящим комитетом МЦУИС.

Мы заранее выражаем свою признательность и надежду на беспристрастное рассмотрение нашего обращения, с принятием всех мер по урегулированию данного вопроса в рамках Ваших полномочий.

Благодарю за внимание.

С уважением,

Токтайым Уметалиева, председатель ассоциации НПО и НКО».

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.